Освящение крестов Покровского храма Патриархом Алексием II - Электронный журнал «Женщина Москва»

«Покровский храм Марфо-Мариинской обители» Когда я зашел с Большой Ордынки на территорию Марфо-Мариинской обители то почувствовал, что нигде и никогда мне не было так гармонично, так светло… Мои сомнения здесь приобретают истинный ничтожный масштаб, надежды на лучшее крепнут. На этом совсем небольшом участке земли каждый день происходят события, жизненно важные для каждого русского человека, для каждого, кто предан русской культуре… Об этом редакция журнала и будет рассказывать в разделе «Возрождение Марфо-Мариинской обители милосердия».

Сергей Селихов

Больше 1000 идей для Дома и дизайна интерьера своими руками Опыт отечественный и зарубежный. Мы собирали их для вас более 10 лет.

Авторизация:

Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Регистрация.

Поиск:


Система Orphus


Освящение крестов Покровского храма Патриархом Алексием II

18.11.2007


Установка первого креста
Установка первого креста

Установка первого креста
Установка первого креста

В небесах
В небесах

Установка второго креста
Установка второго креста

Третий крест установлен
Третий крест установлен

Молитва к Великой княгине
Молитва к Великой княгине

Установка Большого креста
Установка Большого креста

Отец Виктор
Отец Виктор

Установка крестов окончена
Установка крестов окончена


(кликните на фотографию, чтобы увеличить ее)

«Возрождение Обители и восстановление во всей полноте образа
Великой княгини Елисаветы Федоровны очень важно именно сейчас,
в условиях, когда традиционные духовно-нравственные ценности
направленно разрушаются».

Патриарх Алексий II

12 ноября 2007 года я был (нет, присутствовал – так торжественней) на освящении крестов Покровского храма Патриархом Алексием II. Событие это взволновало меня по многим причинам. Я впервые увидел: Патриарха с расстояния 4 метров, Покровский храм после реставрации и впервые был свидетелем освящения более значительного предмета, чем пасхальный кулич. Рассказ мой будет подробным только относительно нескольких деталей, моментов, оставивших глубокое впечатление… об остальном пишут газеты и рассказывает телевидение. Репортеров там было немало…

Ожидание

Прежде всего я зашел в храм. Великолепен! Редчайший случай в наше время, когда что-то не ухудшается, а наоборот, расцветает. Та же, бывшая до реставрации, трогательная простота, обилие свободных от росписей белых стен - чувство меры Корина, изящество, сказочность, явное присутствие Тайны и ощущение уюта… Сестры Обители очень гордятся восстановленным в полном соответствии с оригиналом паникадилом храма. Изначально я хотел перевести фотографии в сепию, но отказался от этой затеи – слишком важна красочность. В цветовой палитре ведь тоже замысел художника, архитектора и Бога…

Вышел на улицу. Ветрено, холодно. В ожидании приезда Патриарха стояли строем воссозданные кресты храма, как солдаты, выровненные по росту. Новые кресты были изготовлены по дореволюционному проекту А. Щусева. Поземка заметала ковры, приготовленные для гостей и участников церемонии; прихожанка храма, не разгибаясь, сметала снег. Только закончит и приходится начинать заново… Журналисты готовились к съемке; с разных сторон храма девушки-ведущие с микрофонами шагали на встречу камере, что-то при этом бойко говоря… Рабочие, восстанавливающие Обитель, вышли из бытовок и заняли место на пригорке, рассчитывая увидеть церемонию во всех подробностях… Я посмотрел на белые стены храма и мне показалось, он тоже немного мерзнет. Все преобразилось в одно мгновение!   

Чин освящения

Слева от главного входа в храм разноцветная толпа зрителей расступилась и к крестам вышла процессия в золотых одеждах. Помощниками Патриарха были проведены необходимые процедуры и дьякон поставленным голосом запел молитву. Рядом с  Патриархом я увидел мэра Москвы Юрия Лужкова (сестры мне говорили, что он оказывает Обители огромную, даже неоценимую помощь) и на днях возведенная в сан Настоятельница Наталья Молибога. Чин освящения крестов продлился недолго. Окропив кресты святой водой, Патриарх со свитой вошел в храм. Действие продолжилось уже в небесах…

Установка крестов

Монтажники положили первый крест в люльку строительного крана и точными движениями разместили его на малом куполе. Так же быстро оказались на своих местах второй и третий купола. Дошла очередь до главного. Здесь и началась «драматургия». Все телевизионные группы проследовали за Патриархом в храм, поэтому не исключаю,  дальнейший рассказ является уникальным. По причине особенностей закрепления большого креста на люльке (рабочие не могли держать его в руках, и он висел на ремнях) никак не удавалось попасть в отверстие купола. Я внимательно наблюдал за происходящим до тех пор, пока не услышал справа за спиной голос, а потом и слева уже голоса. Это священник храма отец Виктор, сестры и прихожанки молились о благополучном водружении креста. После еще трех попыток крест встал на свое законное место. Все были этому очень рады. Выходившие из храма с праздничной трапезы журналисты снимали уже установленный крест и удаляющуюся от него люльку с рабочими…

Завершен еще один этап на пути возвращения к жизни такого необходимого современной России примера бескорыстного милосердия и истинной веры предыдущих поколений, каким является Марфо-Мариинская Обитель в Москве.

Автор текста и фотографий: Сергей Селихов



Историческая справка

Освящение обители во имя свв. Марфы и Марии имело символический смысл: обитель предназначалась образно служить домом Лазаря, в котором пребывал Спаситель. Настоятельница часто повторяла мысль, что Марфа тоже проявила любовь к Господу в гостеприимстве и заботе о ближних, посетивших ее дом, и не могла быть осуждена за это Господом, а была лишь наставлена Им от излишней суетности и хлопотливости; затмевающих духовную жажду души. И посвящение обители символизировало духовное единство труда и молитвы: сестры призывались едино воплотить служение Марии в учении и Марфы в заботе о ближнем. Сама идея обители наставляла их быть не от мира сего, но жить и действовать среди мира, чтобы преображать его.

Основательницей и первой настоятельницей московской Марфо-Мариинской обители была великая княгиня св. Елизавета Федоровна, недавно причисленная Православной Церковью к лику святых российских новомучениц. Внучка знаменитой английской королевы Виктории и старшая сестра принцессы Алисы Гессенской, последней русской императрицы Александры Федоровны, она родилась 1 ноября 1864 года и получила глубокое христианское воспитание. Родители укореняли в ней любовь к ближнему, страждущему, щедро занимались благотворительностью, и дети посещали вместе с матерью госпитали и приюты. Девочку назвали Елизаветой в честь ее предка, Елизаветы Тюрингенской, которая имела на нее огромное влияние в юности. Позднее, когда св. Елизавета приняла православие в России, она была наречена во крещении Елизаветой в честь св. Елизаветы Праведной, матери св. Иоанна Предтечи.

После смерти мужа Елизавета Федоровна, полностью удалившись от светской и дворцовой жизни, разделила драгоценности на три части: первая была возвращена казне, вторая отдана ближайшим родственникам, третья пошла на благотворительность, и главным образом, на создание Марфо-Мариинской обители. Большой участок с роскошным садом княгиня приобрела па деньги от фамильных драгоценностей и от
проданного особняка на Фонтанке в северной столице.

«Обитель труда и милосердия» стала беспримерным явлением в истории православной Москвы. По замыслу основательницы, ее сестры совмещали молитву и рукоделие с помощью мирянам, а неимущие люди могли найти себе здесь и утешение, и реальную помощь, прежде всего квалифицированную лечебную - хорошие московские врачи работали в местной бесплатной больнице, и на специальных курсах при обители, обучали сестер основам медицины. Особо они готовились ухаживать за смертельно больными, не утешая их надеждой на мнимое выздоровление, а помогая приготовить душу к переходу в Вечность. Кроме того, сестры милосердия служили в больнице при Обители, в детских приютах, лазаретах, помогали нуждающимся и бедным многодетным семьям - на это настоятельница собирала благотворительные пожертвования со всей России и никогда не отказывалась от помощи мирян.

В обитель же принимались православные девушки и женщины от 21 до 45 лет. Сестры не давали монашеских обетов, не облачались в черное, могли выходить в мир, спокойно покинуть обители и выйти замуж (Павел Корин, трудившийся над росписью сонорного храма обители, сам был женат на ее бывшей воспитаннице), а могли и постричься в монашество.

В обители на Ордынке были устроены две церкви, часовня, бесплатные больница, аптека, амбулатория, столовая, воскресная школа, приют для девочек-сирот и библиотека. На
наружной стене обители висел ящик, куда бросали записки с просьбами о помощи, и этих просьб поступало до 12 тысяч в год. Настоятельница собиралась открыть отделения обители по всем губерниям России, устроить загородный скит для ушедших на покой сестер, а в самой Москве организовать во всех частях детские приюты, богадельню, и построить дом с дешевыми квартирами для рабочих.

22 мая 1908 года, в праздник Вознесения Господня на Большой Ордынке состоялась закладка соборного храма во имя Покрова, который строился до 1912 года архитектором А. Щусевым в стиле модерн с элементами древнего новгородско-псковского зодчества. Расписывать храм Елизавета Федоровна пригласила выдающихся художников Михаила Нестерова, его ученика Павла Корина, и известного скульптора С. Коненкова. Нестеров создал здесь известные свои композиции «Путь к Христу», изображавшую 25 фигур, «Христос у Марфы и Марии», «Утро Воскресения», а также подкупольное изображение Бога Сафаофа и лик Спаса над порталом. В Покровском храме была устроена потайная лестница, ведущая в подземную усыпальницу - ее расписывал Корин на сюжет «Путь праведников ко Господу». Там настоятельница завещала себя похоронить: после того, как сердцем избрала Россию своей второй родиной, она решила изменить свою волю и пожелала обрести покой не в палестинской церкви св. Марии Магдалины, а в Москве, в стенах своей обители. В память же о благодатном посещении в молодости Святой Земли, па фасаде Покровской церкви был изображен вид Иерусалима, с ротондой Гроба Господня и куполом церкви Марии Магдалины. 12 колоколов храмовой звонницы были намеренно подобраны под «Ростовский звон», то есть звучали наподобие знаменитых колоколов Ростова Великого.

Марфо-Мариинская обитель милосердия основана в феврале 1909 года Великой княгиней Елизаветой Федоровной Романовой. Великая княгиня Елизавета после революции отказалась покинуть Россию и была арестована. В 1918 году приняла мученическую кончину. Марфо-Мариинская обитель просуществовала до 1926 года.

С сентября 1944 года в обители обосновалась мастерская по реставрации икон центра им. И. Э. Грабаря. Возрождение Марфо-Мариинской обители милосердия началось в 1992 году, когда постановлением столичного правительства архитектурный комплекс Марфо-Мариинской обители был передан Московской Патриархии. Ключи от главного собора обители — Покрова Пресвятой Богородицы — построенного по проекту А. Щусева, расписанного В. Нестеровым и П. Кориным, были возвращены Церкви Всероссийским художественным научно-реставрационным центром имени И.Э. Грабаря лишь в конце 2006 года.

Пресс-служба Московской Патриархии



 
 
Автор: (Апчхи)
Дата: 22.05.2012 21:34:29
Жаль меня не было...
 
 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, пройдите процедуру авторизации здесь.
Наверх