
Исповедь воспитанницы Алевтины о. Александру

Украшенная к празднику икона Марфы и Марии, написанная М.В. Нестеровым

Сестринский хор

Мощевик

"Библии чтение" дьякон Илья

Воспитанница Наталья

Дьякон Евгений

Причастие

Причастие

Крестный ход
|
|
(кликните на фотографию, чтобы увеличить ее)
Второе воскресенье после Пасхи - день Жен–Мироносиц, православный женский праздник. На колокольне Обители, похожей на терем из русских былин, звонили. Призыв на праздничную службу волнами лился по Замоскворечью: фоновый гул большого колокола поддерживал частые звонкие всплески малых колоколов. Когда я вошел в храм, служба уже началась. Тихо стояли к отцу Александру на исповедь сестры Обители и прихожане; перед Царскими Вратами отец Виктор вел службу, хор ему помогал…
Праздник… забытое ощущение. За последние года полтора я ни разу не смялся (спазматический смех от глупостей, увиденных в телевизоре, я не считаю). Да в последнее время и на лицах москвичей – именно москвичей, а не приезжих! – я улыбки не видел… Что происходит с нашим городом, со мной, с нашей верой в то, что жизнь все таки радость?! Праздник - я помню - это когда на душе легко, сердце как будто немного приподнято в груди, думаешь не о прошлом, не о будущем, а только о том, как с этими людьми быть как можно дольше.
Я вспомнил слово «портреты», с которым шел на сегодняшнюю службу. После первого знакомства с жизнью Обители на Пасхальной службе, мне важно было сейчас, - когда я стал узнавать сестер, здороваться, - рассказать с помощью фотографии о каждой из них. Я стал всматриваться в лица…
В храме были белые платочки сестер и разноцветные прихожанок, а также новые для меня - синие с красным крестом. Мне сказали, что это гостьи из Калуги, сестры милосердия. С иконостаса на молящихся смотрели Марфа и Мария, их икона была украшена живыми белыми и алыми цветами. И пребывание всех участников службы в едином пространстве храма предполагало общение…
После крестного хода, благословения и проповеди служба закончилась; в собор постепенно возвращалась тишина. Горели огоньки человеческих просьб, растворялся в воздухе сладковатый аромат ладана, четче проступали краски фресок… Марфа и Мария все также смотрели с высоты, только теперь без людей – так мне казалось – не разговаривали, а погрузились в свои вечные светлые раздумья…
Праздничная трапеза на этот раз была в корпусе приюта для девочек. Уже накрытые столы радовали глаз салатом «Мимоза» цвета яичного желтка, овощным салатом из помидоров и редиса, розовой малосоленой семгой с кружочками маслин, селедкой, укрытой белыми кольцам лука… Я узнал, что рыбу сестры солят сами. Семгу я съел с удовольствием, она была посолена так деликатно, что чувствовался нежный вкус рыбы. Уху разливали как в старые добрые времена из фарфоровых супниц. Помню в детстве мне очень легко было определить значимость праздника: если мама достала для гостей супницу, значит она приятно взволнована… Когда прозвенел колокольчик Матушки-настоятельницы, трапеза закончилась, нас ждал концерт.
О домашних концертах в дворянских семьях я только читал… и вот теперь присутствую на подобном мероприятии. Были и песни, и «Аве Мария» в исполнении скрипки и фортепьяно, и комический номер по рассказу Аверченко. Но самое веселое впечатление произвел на всех номер «Котенок» в исполнении воспитанницы Натальи. Действительно, удовольствие от собственной игры получают только гениальные актеры и дети…
А когда прощался с сестрой Натальей, пригласившей меня на праздник, вдруг сказал: «Если бы вы знали, как я не хочу выходить за ворота Обители!»
Текст и фотографии: Сергей Селихов
Историческая справка
Святые Марфа и Мария, родные сестры св. праведного Лазаря, чудесно воскрешенного Господом, - свидетельницы земной жизни Господа Иисуса Христа. Обе они уверовали до Воскресения Спасителя. Когда их дом посетил Господь с учениками, Марфа принялась заботиться об угощении гостей, а Мария села у ног Спасителя внимать Его Слову, чем удостоилась Его одобрения. После Воскресения Христова они пережили начавшиеся гонения на Церковь и изгнание праведного Лазаря из Иерусалима. Сестры помогали своему брату в проповеди Евангелия в разных странах и удостоились от Господа мирной кончины. Когда и где это случилось, неизвестно.
Освящение обители во имя свв. Марфы и Марии имело символический смысл: Обитель предназначалась образно служить домом Лазаря, в котором пребывал Спаситель. Великая Матушка часто повторяла мысль, что Марфа тоже проявила любовь к Господу в гостеприимстве и заботе о ближних, посетивших ее дом, и не могла быть осуждена за это Господом, а была лишь наставлена Им от излишней суетности и хлопотливости, затмевающих духовную жажду души. И посвящение Обители символизировало духовное единство труда и молитвы: сестры призывались едино воплотить служение Марии в учении и Марфы в заботе о ближнем. Сама идея обители наставляла их быть не от мира сего, но жить и действовать среди мира, чтобы преображать его. Великая матушка надеялась, что созданная ею Марфо-Мариинская обитель Милосердия расцветет большим плодоносным древом.
Больничный храм был освящен епископом Трифоном 9 (21) сентября 1909 года (в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы) во имя святых жен-мироносиц Марфы и Марии - по замыслу настоятельницы он был устроен так, чтобы тяжелобольные, не вставая с кровати, прямо из палат сквозь открытые двери могли видеть богослужение. Второй храм, в честь Покрова Пресвятой Богородицы, освящен 8 апреля 1912 года Митрополитом Московским Высокопреосвященнейшим Владимиром в сослужении Епископов Трифона и Анастасия.
Текст: Наталья Черемохина (сестра Наталья).
Марфо-Мариинская Обитель милосердия
|
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, пройдите процедуру авторизации здесь.
|