
1. Главная башня

2. Малая башня (вид со Сретенского б-ра)

3. Фасад (вид со Сретенского б-ра)

4. Декор фасада (вид со Сретенского б-ра)

5. Декор фасада (вид со Сретенского б-ра)

6. Скульптура на фасаде (вид с Милютинского пер.)

7. Кронштейн для флагов (по другой версии фигура держала фонарь на цепи)

8. Скульптура на фасаде (вид с Боброва пер.)

9. Окно с маской в стиле модерн (вид с Боброва пер.)

10. Ворота арх. О.В. Дессин (вид с Боброва пер.)
|
|
(кликните на фотографию, чтобы увеличить ее)
Меня часто спрашивают, где увидеть настоящую Москву. О, есть, есть еще заветные места! Только идти к ним нужно в субботу или воскресенье рано утром, часов в семь-восемь. Уже рассвело, но город еще спит и вы с Москвой один на один. Вот, например, один из моих любимых московских адресов - Сретенский бульвар дом 6/1, доходный Дом страхового общества «Россия». Каждая встреча с ним – событие! Приглашаю вас, уважаемый читатель, на короткую, но запоминающуюся прогулку…
Этот Дом-дворец, Дом-крепость (ширина стен около метра) занимает целый квартал и имеет несколько адресов: Сретенский бульвар дом 6/1, Милютинский переулок дом 22, Бобров переулок дом 1 и, наконец, Фролов переулок 6/1 С2. Он состоит из двух корпусов, построенных архитекторами Н.М. Проскуриным и А.И. фон Гогеном для Страхового общества "Россия" в 1899 - 1902 годах. Два корпуса соединяет изящная кованая ограда (вензель владельца – "СОР" – вплетен в чугунную вязь решетки ворот), которая выполнена по проекту архитектора О.В. Дессина (см. фото 10 и 11).
Общий стиль здания я определил бы как эклектика с элементами неоренесанса и модерна. В нашем городе немало домов в стиле эклектики, но фасад этого Дома, подобно картинам в художественной галерее, хочется рассматривать пристально, во всех подробностях… Стены Дома полны уникальной драматургии: под одним эркером притаилась саламандра (см. фото 15-16), а под другим целая стая летучих мышей (см. фото 14), готовых вот-вот взлететь, на фронтоне вокруг греческой богини играют амуры, а рядом учитель с лицом Сократа беседует с учеником, в алькове между окнами стоит мастеровой в итальянских средневековых одеждах (см. фото 8), высокие проемы окон венчают типичные для стиля модерн (дань архитекторов моде!) женские головки с вьющимися волосами (см. фото 8). И даже банальные кронштейны для государственных флагов (по другой версии фигура держала фонарь на цепи) исполнены в виде крылатых женских фигур, напоминающих ростра на носу парусного корабля (см. фото 7) – все эти и другие многочисленные персонажи смотрят на прохожих сверху вниз… Невольно обернешься и посмотришь на этот Дом! Даже французский архитектор Ле Корбюзье (апологет конструктивизма), предлагавший снести весь исторический центр и построить "новую Москву", считал его самым красивым зданием в городе начала XX века.
Я люблю этот дом давно, с первой встречи, но только полгода назад узнал, что у него есть тайна. Теперь мне ясно, почему даже Ле Корбюзье был очарован нашим Домом. Чтобы приблизится к этой тайне, обратимся к истории…
Во времена строительного бума начала XX века страховое общество "Россия" тоже возводило дома для сдачи внаем, так называемые "доходные". Они во множестве появлялись в обеих столицах и провинции. Но это здание было особенным – самым технически совершенным жилым домом Москвы начала XX века. В Доме было 148 комфортабельных квартир площадью от 200 до 400 квадратных метров. Высота потолков в разных квартирах от 3.8 м. до 4.2 м. В подвале дома размещались восемь отопительных котлов, насосы, вентиляционные установки. Система вентиляции не только подавала в помещения свежий воздух, но фильтровала и увлажняла его, а при необходимости и подогревала! Электроснабжение и освещение обеспечивала собственная электростанция, работающая на нефти. Питьевая вода добывалась из артезианской скважины глубиной 50 метров. В Доме имелись электрические лифты. Во всех квартирах были кухни с готовочными печами и мойками, отдельные ванные и ватерклозет. В подвале и на чердаке дома размещалась прачечные. В Доме никогда не было мусоропровода, нет его и в наши дни.
В поликлинике Академии наук, которая занимает отдельную парадную со стороны Фролова переулка, сохранились замечательные камины, а под крышей находится атриум (или, как его называют жильцы, «светелка») – помещение, накрытое стеклянным куполом. Я хотел договориться с главным врачом поликлиники о съемке, но был остановлен охраной еще на проходной и в разговоре с главным врачом по телефону получил отказ. Мотивировка была для меня неожиданной, мне сказали, что это режимный объект. Я очень надеюсь, что главный врач по своей инициативе присвоил поликлинике статус особо охраняемого объекта и что где-нибудь под домом не работает в тайне от москвичей ядерный реактор!
Камины в Доме не декоративные, как это часто бывало в постройках начала XX века (пример, особняк Петра Смирнова арх. Ф.О. Шехтель), а действующие (см. фото 20 и 21). Камины и дымоходы до сих пор находятся в рабочем состоянии, но из соображений пожарной безопасности правление ТСЖ рекомендует жильцам не пользоваться ими. В квартирах есть и печи; они расположены не только в жилых комнатах, но и на кухнях (использовались для приготовления пищи).
В советский период 80% больших квартир в Доме разделили, у многих жильцов остался выход на улицу только через «черную лестницу». Причем некоторые барские апартаменты умудрились поделить на три отдельных квартиры. Сделали это совершенно безграмотно. До сих пор в подобных «новых» квартирах все коммуникации запараллелены, что создает неудобства при бытовом ремонте. Только в последнее время, в процессе расселения коммуналок, у некоторых жильцов появилась возможность вернуть своим квартирам первозданную планировку (см. фото 43). Но удается это далеко не всем…
Мне любезно предоставили возможность сделать несколько фотографий в мансарде, которую сейчас занимает вдова художника. Студия в мансарде имела как раз такой вход с «черной лестницы» из двора-колодца. Помещение мастерской представляло большое открытое пространство, примерно 80 -95 кв. м. с высотой потолка метров 6-7. На потолке, точнее до потолка, была закреплена железобетонная плита, которая, как я предполагаю, служит дополнительной опорой башне, венчающей корпус дома, обращенный к Тургеневской площади (см. фото 18). Сделав несколько фотографий в студии, я с плохо скрываемым интересом поднялся по лестнице (см. фото 19) сначала на чердак (см. фото 22), а затем и на небольшую площадку на крыше башни. Открыв люк на крыше, оказываешься в небольшом «теремке» (см. фото 29). Площадка огорожена по периметру невысокими металлическими перилами. Фотографии всей крыши дома с этой точки вы можете увидеть слева на странице.
Под «теремком» башни висит колокол с надписью старославянским шрифтом «1899 – 1902 г. Москва» (см. фото 23-24). Как видно на фотографиях, у него изначально не было «языка» (см. фото 25). Если у колокола был молоточек, отбивавший часы или четверти, то он утрачен. Следов крепления его я не нашел. В 2007 году компанией «Светосервис» на башне были установлены новые электронные часы. Во время подъема наверх я видел кронштейны, которыми они крепятся к стенам.
В башне со шпилем и под соседней скатной крышей в стиле русского терема (они расположены над фасадом, обращенным к Сретенскому бульвару) (см. фото 26), так же как и в главной башне, сейчас находится мастерская художника. Если смотреть с Тургеневской площади, они расположены справа от главной башни, а слева от нее на крыше виден атриум (см. фото 27) на последнем этаже поликлиники Академии наук. За главной башней (со двора) на крыше за барочной формы башенкой видна еще одна «светелка» (мансарда) (см. фото 28).
На месте нашего Дома в XVIII – первой половине XIX в. был так называемый старый почтамт, который с 1742 г. располагался в палатах архиепископа Феофана Прокоповича. В 1872 г. на участке было выстроено здание панорамы "Царь-град", позже, в 1886 г., переделанное антрепренером М.В. Лентовским по проекту М.Н. Чичагова под "Скоморох" – "театр общедоступных и народных представлений". Его охотно посещал простой народ, сюда часто приезжали крестьяне из подмосковных деревень. Будущий скульптор С.Т. Коненков, учившийся поблизости отсюда и бывавший в театре, рассказывал, что на его стенах были надписи для неопытных театралов: "С места на место не переходить – отовсюду хорошо видно", "Бис – значит повторить" и т. д. В театре с успехом прошла премьера пьесы Л.Н. Толстого "Власть тьмы". Автор сам наблюдал за репетициями и подготовкой костюмов.
После революции здесь размещались: Главное артиллерийское управление Красной Армии, Комиссариат просвещения (где работала Н.К. Крупская), бывал Ленин, который (судя по количеству мемориальных досок) успел побывать везде… В Доме в разное время жили учёные М.И. Авербах, Б.Д. Греков, Н.С. Курнаков, Н.Н. Лузин, И.Е. Тамм, А.Е. Ферсман, Р.Ф.Геккер, известный математик, автор популярного сборника задач для поступающих в вузы М.И.Сканави, артист Н.П. Хмелёв, балерина Наталья Бессмертнова. Из наших современников – выдающийся хореограф Ю.Н. Григорович и семья известных музыкантов Сканави, микробиолог с мировым именем С.С. Абызов, профессор Высшего театрального училища им. Б.В.Щукина Галина Викторовна Морозова.
В этом доме в литературном отделе (Лито) и редакции газеты "Гудок" в 1923 году работал М.А. Булгаков. В “Записках на манжетах” мастер описал процесс получения зарплаты в Лито как образец молодого советского бюрократизма:
“Сегодня я получил деньги. Деньги!
За 10 минут до того, как идти в кассу, женщина в 1-м этаже, которая
должна была поставить последнюю печать, сказала:
- Неправильно по форме. Надо задержать ведомость. Не помню точно, что
произошло. Туман.
Кажется, что я что-то болезненно выкрикнул. Вроде:
- Вы издеваетесь надо мной?
Женщина раскрыла рот:
- А-ах, вы так...
Тогда я смирился. Я смирился. Сказал, что я взволнован. Извинился. Свои
слова взял обратно. Согласилась поправить красными чернилами. Черкнули:
Выдать. Закорючка.
В кассу. Волшебное слово: касса. Не верилось даже тогда, когда кассир
вынул бумажки.
Потом опомнился: деньги!
С момента начала составления ведомости до момента получения из кассы
прошло 22 дня и 3 час.
Дома - чисто. Ни куртки. Ни простынь. Ни книг.”
Полгода назад я увидел старую открытку с очень красивым домом, силуэт которого показался мне знакомым. Присмотревшись, я понял, что это Дом страхового общества "Россия"! Но он был другим! И дело не только в присутствии утраченных на сегодняшний день большого купола на главном корпусе со стороны Сретенского бульвара, шпилевидных завершений на башнях и скульптурной группы над фронтоном. Дом был совершенно другого цвета – не привычного с детства песочного, а глубокого красного (см. фото 41)! Это и есть его тайна. Я понял, Дом не просто красив, он сказочно красив! В своем подлинном цвете он, подобно ансамблю Кремля и Красной площади, церквям в стиле нарышкинского барокко, формирует ту неповторимую среду, которая и называется Москва…
Сегодня Дом «Россия» возрождается после долгого перерыва: снова работают часы на главной башне, обращенной к Тургеневской площади, правление товарищества собственников жилья собирает архивные материалы о своем доме и обратилось к Правительству Москвы и Москомнаследию с просьбой о проведении научной реставрации фасадов Дома… Это только начало и, возможно, однажды москвичи увидят настоящее чудо – красивейшее здание Москвы в своем подлинном московском глубоком красном цвете!
Историческая справка
Самая известная страховая компания Российской империи - страховое общество "Россия", было основано в марте 1881 г. Дом правления находился в С.-Петербурге на Морской улице. Главную ставку общество делало на страхование жизни, а не недвижимости, как большинство других страховых компаний. Основной капитал достигал 4 млн. рублей. Благодаря широкой рекламной компании страховое общество "Россия" сразу же приобрело известность и популярность (см. фото 40). Сделки заключались при помощи многочисленных агентов, разъезжавших по стране (см. фото 39). Страховали даже стекла от разбития!
Общество "Россия" осуществляло страховые операции и за границей: в Александрии, Афинах, Белграде, Константинополе, Нью-Йорке, Берлине и других городах. В конце 1918 г. размер капитала общества достигал 109,1 млн. руб.
В 1919 г. эта компания, как и все остальные акционерные общества, была ликвидирована декретом Советской власти. Капиталы, собственные средства, ценные бумаги общества были национализированы. Но "Россия" успела увековечить себя в архитектуре Москвы. О Доме на Сретенском бульваре мы рассказали. Другим владением компании было здание московского офиса общества "Россия" на Лубянской площади, которое стало одним из символов уже советского государства – это главное здание ВЧК-ОГПУ-НКВД-КГБ-ФСБ на Лубянской площади.
Текст и фотографии: Сергей Селихов, главный редактор электронного журнала «Женщина Москва».
Источник: электронный журнал «Женщина Москва»
Выражаем благодарность за предоставленные материалы: Правлению ТСЖ "Сретенский бульвар 6" и лично Наталье Алексеевне Цароевой, Леониду Милееву (открытки) и интернет-проекту "Биржевая площадь" (историческая справка).
Все очерки об архитектуре Москвы и Петербурга
|
 |
|
 |
|
Автор: (shevsevsk029) Евгений Шохин
Дата: 05.01.2014 12:45:21
|
Спасибо за интересный рассказ, однако, лично мне, не хватило фотографий квартир и разных закоулков дома. Был недавно околого него, походил по двору, удивился внутреннему убранству дома, а вернее, его полному отсутствию.
В целом, дом мистически великолепен!
После встречи с ним, у меня появилась мечта, жить в нем! Я конечно понимаю, что мечта трудно выполнимая, но ведь мечта и не может быть простой, на то она и мечта!
|
|
|
 |
|
 |
 |
|
 |
|
Автор: (cocomera) Татьяна
Дата: 25.06.2009 16:52:18
|
to (sgs) Автор
но вот просто интересно на основании чего в статье вы называете этих дам флагодержателями?
Может были какие-то тексты, в которых об этом говорилось? |
|
|
 |
|
 |
 |
|
 |
|
Автор: (kosha) Автор
Дата: 25.06.2009 13:05:26
|
Татьяна, не исключаю, что назначение "крылатых женских фигур, напоминающих ростра на носу парусного корабля (см. фото 7)" - держатель для фонаря. Ведь руки фигура держит не вертикально, как нужно для закрепления флагов, а горизонтально. К сожалению, я не могу однозначно утверждать о назначении этого элемента декора, т. к. не нашел ни одной детальной фотографии фасада сразу после постройки дома. |
|
|
 |
|
 |
 |
|
 |
|
Автор: (cocomera) Татьяна
Дата: 25.06.2009 00:09:30
|
Здравствуйте!
Я коллекционирую флагодержатели. Поэтому в вашем рассказе меня больше всего заинтересовал следующий абзац: "И даже банальные кронштейны для государственных флагов исполнены в виде крылатых женских фигур, напоминающих ростра на носу парусного корабля (см. фото 7)"
Мне тоже кажется, что эта женщина "держала" именно флаги. Но вот есть еще версия, что у дамы в руках была цепь, на которой был фонарь
Скажите пожалуйста - откуда у вас информация про флаги.
Заранее спасибо. |
|
|
 |
|
 |
 |
|
 |
|
Автор: (kosha) Автор
Дата: 25.03.2009 17:29:35
|
La jeune fille, ветренно не было, но было захватывающе интересно. Не исключено, что нога человека с фотоаппаратом появилась на площадке под колоколом впервые. |
|
|
 |
|
 |
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, пройдите процедуру авторизации здесь.
|