Сергей Селихов «Особняк Якунчиковой» Каждые пятнадцать лет с начала двадцатого века москвичи наблюдают, как меняется облик Москвы. Они рождаются в одном городе, идут в институт в другом, переживают кризис среднего возраста в третьем, на пенсию выходят в четвертом, в пятом умирают. Памятник в Москве - больше чем памятник. Его судьба - это судьба каждого москвича...

И вот в начале двадцать первого века те же процессы вымывания культурного слоя городской среды начались в Петербурге… В этом разделе будут размещаться очерки о самых разнообразных архитектурных памятниках Москвы и Петербурга, наиболее характерных и поэтому важных для ценителей архитектуры.


Архитектурные фотоочерки авторов журнала "Женщина Москва" о самых примечательных домах Москвы и Петербурга

Авторизация:

Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Регистрация.

Поиск:


Система Orphus


Бурлаки на Неве

28.12.2007

И.Е.Репин. Бурлаки на Неве, эскиз,1869
И.Е.Репин. Бурлаки на Неве, эскиз,1869

Вид на Свято-Троицкий собор, 2007
Вид на Свято-Троицкий собор, 2007

Купол Свято-Троицкого собора, 2007
Купол Свято-Троицкого собора, 2007

Вид с Синопской набережной,2007
Вид с Синопской набережной,2007

Благовещенская церковь,2007
Благовещенская церковь,2007

Петербургский мельничный комбинат,2007
Петербургский мельничный комбинат,2007

(архитектурная прогулка)

В тот день тучи над куполами храмов Александро-Невской лавры играли с солнцем последнюю осеннюю сюиту, суля близкую прохладу, намекая на хандру и долгие ожидания первой травы.
Издалека купола выстраивались в одну из петербургских панорам, еще не забитых стеклопакетными сосульками и кульками. Вторжение промышленности начала ХХ века кажется еще тактичным, конструкции и краны появляются как первые ростки нагрянувших сегодня проблем. И все же – не режет еще глаз даже гостиница МОСКВА.

А далекая память послевоенного (без велосипеда, без фотоаппарата) детства хранит откосы берегов правого берега Невы с трубами и трубочками сливных ароматов из близлежащих деревянных лачуг, утлые суденышки на зимних постаментах-квартирах и людей с закусками. Сиротливые их взгляды в даль реки, в завихрения омутов, моторный многократно повторяемый разговор о довоенной рыбалке и о той последней блокадной, когда и еда рядом, плещется в простуженной Неве, да силы на исходе – руки не поднять, воды не зачерпнуть, ободряющего слова не вспомнить…

Наслоились кадры, отпечатались на воспоминания  тех, кто видел эти берега еще раньше - в конце ХIХ века.    

Ни о какой постоянной переправе через Неву в этом месте еще не помышляли. И взгляды отцов и дедов тех «рыбаков» останавливались на гуляющей по выходным дням петербургской  публике. Гуляющей не по берегу – на прогулочном кораблике, с музыкой и со счастливой одурью молодости.  Отдыхающие ежились в порывах осеннего дня: где оказались?  Признаки столицы в знакомых очертаниях лавры, в оставшемся позади причудливом (не русском) пятиглавии Смольного собора: не раскидистого, собравшего купола в пучок, устремившего их ввысь. А здесь - провинция, один из ее транспортных узлов.

Публика с любопытством разглядывала логистические  сюжеты на пристанях левого берега Невы перед теми же куполами лавры, и забытым теперь запахом астраханской бахчи с барж, открывших свои закрома грузчикам: уже завтра город наводнится горками плодов, а сегодня – до ночи разгрузка, заработки и сытый ужин у ночных костров…

По узкой береговой полосе правого берега брели мужики с перекинутыми через плечи лямками. Тянули баржи со стороны Ладоги к пристаням, амбарам, буянам.  Знакомый сюжет.  Да, - это бурлаки. Только не на волжских плесах, а близ Петербурга. Репин дважды ездил на Волгу, создал сотни портретов бурлаков, но момент вдохновения настиг его в Петербурге. Здесь же написана и сама картина. Так художественный символ труда – наемного, тяжелого, безрадостного рождался на окраинах столицы под прикрытием светлых лаврских куполов. Сопровождался запахом дешевого лосьона от разбитых арбузов.

Газпромовские початки, архитектурные нахлобучки сказочника Перро в Коломне заглушают память, сужают поле зрения. Объектом интереса становятся не панорамы, а детали былых перспектив. Воссоздаем, реконструируем прошлое  внутри себя. А что оставим детям нашим?  Фамилии губернаторов и газо-нефтяных магнатов, жирующих на росте цен за баррель.

Текст и фото – Валерий Дмитрян
Дизайн фото – Ирина Колесникова



Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, пройдите процедуру авторизации здесь.
Наверх