|
|
Что такое город наш Одесса?
Море, солнце, ветры и дожди.
И туманы – в серебре завеса
Запахи акации, цветы.
***
Вечные рассказы о поэте,
Де-Рибасе, Дюке Ришелье,
И легенды о волшебном лете,
О русалках, что живут на дне.
Анекдоты с центра Молдаванки,
Итальянской оперы певцы,
На Привозе – шулера, цыганки,
И посланцы весн шальных – скворцы.
Это все, поверьте мне, Одесса,
По частицам собрана в ядро,
Претендент на высший класс прогресса
Это ей с рождения дано.
Светлана Донская
Когда выходишь из прохладного вагона, ощущение что бросает в жар. На улице 43° в тени. Обдувает теплый ветерок, который по сравнению с Москвой достаточно не слабый. Солнце слепит глаза. На душе необъяснимая радость. Вот и добрались. Одесса… Город Одесса - крупный порт в Одесском заливе Черного моря, является морскими воротами Украины. Построена несколькими поколениями талантливых российских и европейских архитекторов и строителей. Город прославился единством архитектурного облика дворцовых и общественных построек центра. Главный промышленный, культурный, транспортный, научно-учебный и курортный центр Северного Причерноморья.
После томительных суток в поезде даже вокзал, с его суетой, очередями и вечно спешащими людьми, кажется прекрасным.
Встречают нас дальние родственники, коренные одесситы, необычайной доброты люди. Вообще, они очень темпераментные и живые, всегда имеют в запасе парочку одесских шуток. С ними не только есть о чем поговорить, но и это действительно интересно! Затем такси до Ризовской улицы. Стол, как всегда, уже накрыт. Нас ожидают вареные раки, мидии с сыром и чесночным соусом, бычки, приготовленные на углях, рачки (маленькие креветки, их можно есть целиком) соленные и малосоленые, и еще множество незнакомых нам, москвичам, блюд. Ну и, конечно же, знаменитые украинские вареники с вишней просто превосходны! Отведав всех этих вкусностей и освежившись после изнурительной поездки (кстати, в Одессе нет горячей воды, поэтому все пользуются газовыми колонками) отправились на море.
Вдоль морского побережья протянулись превосходные песчаные пляжи, к которым можно подъехать даже на машине по удобным, во всех отношениях, асфальтированным дорожкам. Но, поскольку, машины у нас нет, а такси мы не ловили, и все же давала о себе знать усталость после поезда, мы решили воспользоваться канатной дорогой, дабы не идти пешком. Вот уж действительно незабываемые ощущения! Началось все с того, что в кабинку, и так чрезмерно открытую, надо было запрыгнуть "на ходу". На какой высоте мы ехали, не знаю, но было очень страшно. Особенно, когда мы, так тихонько поскрипывая, покачивались от малейшего дуновения ветерка. Слава Богу, эту достопримечечательность я с горем пополам пережила! Как только спустились, страх сменился радостью. С этого места открывается захватывающий вид на Одесский залив! Красота неописуемая! Чудесное синее море, вдали виднеются яхты, бездонное небо, чайки, жаркое солнце и теплый песок. До того хорошо окунуться в эту манящую прохладу, что, вынырнув мы засмеялись без всякой причины. Вдоволь позагорав, решили прогуляться по городу. Наверх поднимались по прохладному "сказочному тоннелю", на стенах которого красуются фрагменты из сказок и просто картинки на морскую тему, выложенные мозаикой или выточенные из камня. В конце тоннеля обычный лифт, который ведет к санаторию "Магнолия", находящемуся на высоте примерно 20 м над уровнем моря. Выходим на Французский бульвар.
Такси до Пушкинской улицы. Стоит 10-15 гривен. Это примерно 60-90 рублей. Едем. Смотрим по сторонам. Если вспомнить городские дороги на фотографиях старой Одессы и сравнить с Одессой нынешней, то сразу видна разница. Знаменитую итальянскую лавовую плиту, которую некогда доставляли из Генуи, сменил обычный асфальт и обычная тротуарная плитка. Мостовые все еще замощены бельгийским булыжником, но уже и его постепенно сменяет все тот же асфальт. Что, конечно, выглядит не столь красиво, но зато гораздо удобнее. Ведь намного приятнее ехать по гладкой дороге, нежели трястись и подпрыгивать, проезжая по неровным камням.
Надписи и вывески на домах, мелькающие в окнах и зеркалах такси, в котором мы едем, в основном сделаны по-украински. Этим Одесса отличается от Крыма, где по-украински пишут только официальные надписи, и от Киева, где все надписи - украинские. Одесса придерживается золотой середины. (Кстати, об одесском языке: настоящие одесситы принципиально не признают букву "ы", поэтому "ринок" и "риба" нравятся им "гораздо не меньше", чем традиционное русское написание. Городское телевидение также вещает на русском, в городе можно смотреть и русские, и украинские каналы. Впрочем, украинской речи нам не довелось слышать ни разу.) Дома блистают смешением архитектурных стилей, виртуозной лепниной, скульптурой в самых неожиданных местах, и чугунными решетками на воротах. На одесских домах сохранились даже держатели для факелов (чугунный узорчатый конус, прикрепленный к фасаду на высоте человеческого роста), львиные морды с кольцами в носу, а кое-где - и таблички с фамилией владельца.
Вообще, одесситы по праву гордятся своим уникальным архитектурным и культурным наследием. В городе есть университет, театр оперы и балета, историко-краеведческий музей, городская библиотека, астрономическая обсерватория, картинная галерея, другие театры и музеи, художественные салоны и галереи. Кроме университета, Одесса располагает многочисленными научно-исследовательскими, проектными и высшими учебными заведениями, в том числе медицинским университетом, морской академией и консерваторией. Одессу можно назвать музеем под открытым небом. Ее дворцы, памятники, мосты и парки создавали лучшие архитекторы современности, используя опыт античной средиземноморской культуры, опыт левантийского востока с его щедростью и изобилием, близкое соседство с европейскими странами. Дома старой части города выстроены в различных архитектурных стилях от Ренессанса до Арт Нуво.
Кое-что построено заново. Очень украшает город восстановленный Спасо-Преображенский собор, его колокольня вновь является главным силуэтом старого города (она видна практически отовсюду). Кое-что, увы, утрачено безвозвратно. Но это случай достаточно редкий. Старая Одесса сохранилась очень хорошо. Пока существуют знаменитые одесские дворики, покосившееся балконы, оплетенные виноградом и плющом, лесенки, двери и дверцы и чье-то сохнущее белье (белье в Одессе именно "сохнут"). Ничего нет приятнее прогулки по городу с посещением каждой подворотни.
По-моему, истинная прелесть Одессы - это не отдельные выдающиеся памятники архитектуры, хотя их предостаточно, а общая атмосфера и настроение. Это город, по которому хочется бродить и бродить, благо заблудиться в нем невозможно. Старая Одесса планировалась по новейшей тогда градостроительной системе и представляет собой комплекс квадратных кварталов, который надет на три основные улицы - Пушкинскую, Ришельевскую и Екатерининскую. Поперек соответственно идут Большая Арнаутская, Малая Арнаутская ("арнаутами" в те времена называли албанцев), Базарная, Греческая, Еврейская, Польская и, само собой, Дерибасовская. Названия улиц лучше всякого путеводителя объясняют, каким интернационалом был "вольный город Черноморск" в былые времена. Сейчас многие улицы ( и не только) переименовали. Действия эти привели к некоторым парадоксам. Так, помпезное здание КГБ (сейчас СБУ, т.е. Служба безопасности Украины), неожиданно очутилось на Еврейской улице. Недаром Одесса - столица юмора! Как бы не назывались одесские улицы, они в полной мере сохранили очарование гриновского Гель-Гью.
Самое главное, что поражает взор москвича, это деревья! Платаны, акации, каштаны - огромные, развесистые, образующие над улицей тенистый лиственный шатер. Просто нет слов, чтобы выразить свой восторг! Особенно нам понравился платан (он же - чинара): белый голый ствол, который светится в темноте. Деревья в Одессе выше домов, потому как старая Одесса невысока - три-четыре этажа. Выше строить опасно - город стоит на катакомбах, в которых в войну жили партизаны. Теперь туда можно сходить на экскурсию. Катакомбы находятся глубоко под землей и представляют собой лабиринт из множества ходов и уровней на разной глубине. Нам удосужилось там побывать. Страшновато. Холодно. Темнота. Дорогу освещает впереди идущий экскурсовод карманным фонариком. Воздух тяжелый и сырой. Мурашки по коже. Всё пространство пропитано леденящим кровь ужасом. Из этих катакомб в свое время добывали камень для застройки города. По этой же причине в Одессе нет метро. С моря же вообще виден только поросший густыми деревьями склон, из которого проступают Потемкинская лестница, Оперный театр и колокольня Спасо-Преображенского собора, а также, естественно, новоукраинские элитники (но это уже на Фонтанах, за пределами центра).
Приехали. Поблагодарили таксиста. Идем по Пушкинской. Эта улица нам больше всего понравилась, потому что здесь платаны, гостиница "Бристоль" с настоящим буйством лепнины, и знаменитая одесская биржа, она же филармония - Пушкинская, угол Бунина (бывш. Полицейская). С биржей связан очередной одесский анекдот: архитектор Бернадоцци, который ее строил, по просьбе "бирженников" сделал в зале такую акустику, чтобы никто не мог слышать, о чем говорят по соседству, не то что на расстоянии десяти шагов. Естественно, теперь в этом зале филармония. Екатерининская улица с великолепной классицистской церковью святой Троицы и Музеем Западного и Восточного искусства, и Ришельевская с ее каштанами и акациями тоже очень хороши. Еще одна изумительная улица - это Гоголя с знаменитыми атлантами, подпирающими огромный земной шар и "Шахским дворцом". Дворец называется так потому, что в нем жил иранский шах, сбежавший в Одессу от революции еще до революции (в смысле Октябрьской). Дворец напоминает средневековый замок, обогащенный восточными мотивами, и находится в отличном состоянии, поскольку в нем расположился какой-то банк.
Спустившись вниз по улице Гоголя, мы оказались на знаменитом "Тещином мосту", построенном секретарем Одесского обкома КПСС товарищем Синицей для того, чтобы его любимой теще было удобнее ходить к нему в гости. Это не шутка! Мост проходит через балок над Военным спуском, тянется параллельно морю и огорожен высоченной решеткой, поскольку его одно время полюбили самоубийцы. С одного конца моста находится так называемая "старая Одесса", т.е. маленький сад, куда свезли с разных концов города живописный мостик, старый мраморный колодец, чугунную беседку и т.п. Получилось очаровательное место, излюбленное туристами и новобрачными. Другим концом мост упирается в начало Приморского бульвара, а именно - в то место, где стоит Дворец пионеров, он же Воронцовский дворец, со знаменитой полукруглой ротондой над морем находится в аварийном состоянии и близко подходить к нему не рекомендуется. На вершине Потемкинской лестницы стоит памятник Дюку Де Ришелье, человеку, который построил Одессу. На Дюка имеет смысл посмотреть с водопроводного люка, который находится по правую руку, если стоять к нему (Дюку) лицом. Свиток, который Дюк держит в руке, примет характерное положение, наводящее на вполне определенные мысли (такой одесский прикол). Далее мы спустились по знаменитой Потёмкинской лестнице к Морскому вокзалу. Его фасад представляет собой огромное зеркальное стекло, в котором отражается и лестница, и Дюк, и много чего еще. Там же находится причал, с которого отходят прогулочные катера (прогулка вдоль берега стоит всего 25 гривен = 150 рублей, но приходится ждать, пока соберется публика).
Знаменитая Дерибасовская улица является пешеходной. В той ее части, которая тянется от Соборной площади и Горсада до Ришельевской, расположено очень много летних кафе, в которых можно перекусить и отдохнуть гуляя по городу. Еще это место облюбовали весьма активные продавцы сувениров и фотографы, предлагающие сняться с питоном, крокодилом, игуаной или с лемуром, а также прокатиться на милом пони. И даже несмотря на тот факт, что в двух или трех домах идет капитальный ремонт, прогулка по Дерибасовской доставляет огромное удовольствие. От Ришельевской и до Польской гулять по Дерибасовской еще приятнее. Во-первых, с Ришельевской открывается прекрасный вид на Оперный театр, а во-вторых, прогуливающихся ждет множество сюрпризов. Главный из них - огромный бюст создателю языка эсперанто, установленный во дворе дома № 3. Только представьте огромный белый бюст с широко открытыми глазами посреди типичного одесского дворика (белье, виноград, бабушки и т.п.). В самом конце Дерибасовской стоит памятник Де Рибасу. Вообще, в Одессе памятников много, и самых неожиданных. Самый знаменитый - это памятник "Леде" Утесову на скамейке в Городском Саду (или просто в Горсаду). Это - отрада туристов, до блеска натерших место рядом с Утесовым и его коленку. В том же Горсаду имеется памятник одному из двенадцати стульев в натуральную величину и памятник знаменитому авиатору Уточкину. Кроме того, нами были обнаружены памятник Вере Холодной на площади Веры Холодной (она умерла в Одессе и похоронена где-то на Молдаванке), памятник Пушкину на Пушкинской перед гостиницей Du Nord, где он в свое время проживал (к сожалению, трость у поэта исчезла бесследно), памятник Атаману Головатому на Старобазарной площади (казак, состоя на российской службе, помогал Де Рибасу брать крепость Хаджибей, на месте которой потом построили Одессу. И, само собой, памятник графу Воронцову на Соборной площади. Кроме того, перед Археологическим музеем стоит Лаокоон с двумя сыновьями - точная копия античного из мрамора, а напротив Оперного театра, рядом с гостиницей "Моцарт" кто-то разместил Венеру Милосскую.
Несколько слов "за Молдаванку". По этому району одесситы нам гулять не рекомендовали: одни говорили, что там стремно, а другие - что страшно. Поэтому мы взяла такси и проехались по Дальницкой, Мясоедовской и по их округе. При этом таксист честно признался, что района не знает, потому что обычно в такси на Молдаванку не ездят, и пользовался моей туристской картой. Впечатление, действительно, было то еще. "Колоритные дворики старой Молдаванки", как их именуют путеводители, отличаются той же убогостью, что и во времена Бабеля: одноэтажные покосившееся домики, подпорки под крыши, заборчики и сарайчики и т.п. Правда, почти во всех двориках стоят "Жигули" первых четырех моделей. В общем, став трудовым рабочим районом, Молдаванка не процвела.
На этом наша прогулка была закончена. Уставшие, но довольные мы поехали общаться с родственниками. Остальное время мы ходили на море, посещали музеи всевозможные бары и кафе, ездили на экскурсии и покупали сувениры. В последние несколько дней перед отъездом лил непрекращающийся проливной дождь такой силы, что единственное место куда мы могли выйти было кафе в соседнем дворе. Но это не испортило общего впечатления от поездки.
Ну вот в принципе и все. Хотя об этом городе можно говорить бесконечно и всегда останется что-то несказанным. Мы влюбились в этот несравненный уют одесских двориков, и причудливую красоту одесских дворцов, и шелест ее платанов, и море, море… Уезжали со слезами на глазах, навсегда оставив здесь кусочек сердца.
"Ах, Одесса, жемчужина у моря!"
Автор текста и фотографий Мари Франц
|
|
|
|
|
Автор: (nata) NN
Дата: 16.08.2007 12:30:12
|
Уважаемая Мари! Благодарю вас за чудесный очерк. с первых его строчек я начала безмятежно и вспоминательно улыбаться!
все так же пережито, перехожено по тем же улицам, дворики, дома, архитектура богатейшая (второй Петербург!), музеи...
поставила диск СД , где собраны абсолютно все картины Одесского музея западного м восточного искусства, а кроме постоянной экспозиции, на нем записаны и фото со многих выставок. не смотрела этот диск больше года, и вот ваш очерк побудил снова насладиться...
спасибо вам!
я жила у своей подруги на Дерибасовской. она коренная одесситка. такой смешной фактик: ежевечерне она посещает Городской сад - это ритуал. но каждое посещение - выход примы! одеться нужно изысканно, выглядеть на все СТО! мне это не удавалось - не могла же я везти из Москвы 5 чемоданов вещей. поэтому рядом с ней я выглядела таким приблатненным битником. но ни меня ни ее это не смущало. правда, иногда после моря мне не хотелось вообще никуда двигаться. тогда Виолетта совершала свой ритуал одна, но не была там в одиночестве, потому что стекались многочисленные ее подруги и друзья, и они мирно отдыхали! у Виолетты если не Горсад, то театр или консерватория. и когда она приезжает ко мне в гости, то я наверстываю всё, упущенное мной в суете московской жизни...
вот только одно замечание - я тут говорю почти с точки зрения аборигена-одессита. вы пишете "Знаменитую итальянскую лавовую плиту, которую некогда доставляли из Генуи, сменил обычный асфальт и обычная тротуарная плитка. Мостовые все еще замощены бельгийским булыжником, но уже и его постепенно сменяет все тот же асфальт". Многочисленные друзья моей подруги ругают и асфальт, и тротуарную плитку, им жаль утраченного генуэзского камня!!! |
|
|
|
|
|
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, пройдите процедуру авторизации здесь.
|