1
В последние год-два вижу красивые женские лица в Москве не часто. Милых, приятных много - красивых мало! То ли их развезли по всему миру, то ли они все пересели в автомобили… Не знаю! Или прежде красивые женщины выходили замуж за красивых мужчин, и из этого что-то получалось, а последние двадцать лет предпочитают богатых?.. В надежде опровергнуть это впечатление, я обратился к людям… Дата опроса 29.10.2006 г.
|
Ответы :
![]() |
Георгий Колосов, фотограф
В этом вопросе есть нечто, что не поддается формальному описанию. Но я фотограф, визуалист и мне все-таки хотелось бы дать конкретный ответ. Я давно сделал для себя парадоксальный вывод: женское лицо гармонизируется между пятьюдесятью и шестьюдесятью годами. Мне не раз доводилось видеть портреты одних и тех же женщин в разном возрасте, и я видел, как с годами гармонизировалось их лицо. Самый же эффектный возраст женщины, в моем мужском представлении, наступает в районе тридцати семи лет. Лицо в это время самое яркое и привлекательное. После этого рубежа лицо ( вдруг!) либо «разрушается», становясь безобразным, либо приобретает удивительную цельность, когда страстное, буйное совершенно уходит. В последнем случае черты не меняются, они вроде бы остаются прежними, но теперь от них исходит какая-то ясность, появляются свет. Подобные изменения могут происходить и в другом возрасте, а иногда – в редчайших случаях – это бывает врожденным. Таких женщин видно сразу! Но их на моей памяти было так мало, что хватит пальцев на одной руке, чтобы перечислить… Как этих красивых женщин описать? Их лица вне времени, они принадлежат не только нашей эпохе; в них первозданная чистота женской природы… Разрушительность нашего времени больше всего заметна именно в том, что таких женских лиц сейчас почти нет. Они еще встречались в Москве лет пятнадцать-двадцать назад, в Санкт-Петербурге и сейчас их можно увидеть относительно часто. Если говорить о лице времени, то в Санкт-Петербурге еще лет десять назад я мог встретить в метро два-три таких лица в день, в Москве два-три в год. Когда я в наши дни вижу подобную красоту – для меня это «звук» откуда-то не отсюда… В каждом человеке, и наиболее явно это реализуется у художников, существует тип, или как у меня, набор типов женской красоты. Это, знаете, как у некоторых людей врожденная грамотность. Их можно и не учить правилам – они их чувствуют; другим же грамотность в принципе не дается. Художник, имея в себе этот образ, ищет его в жизни, находит и раскрывает в изображении красоту, которую не видят другие. Вопиющий пример – Врубель. Он всю жизнь искал свой идеал и нашел в Надежде Забеле, которая стала его женой. На нее похожи многие его герои (написанные до встречи с ней!): Демон, Дева Мария… Так и во мне заложен какой-то уже готовый внутренний опыт; думаю, он есть в каждом человеке. Формализовать, какая женщина красива невозможно, у меня таких типов, повторяю, несколько. Как я уже говорил, главный критерий – вневременность и некая… тайна. В 1989 году я был по приглашению фотоклуба «Даурия» в Чите. Женщины там меня поразили, я нигде такого больше не видел. Молодые женщины представляли два ярко выраженных типа: дворянский и казачий. Очень четко была видна порода и мне трудно сказать, какой из этих типов был благородней. Дело здесь, конечно, не только в генетических линиях… В моих циклах портретов близкий мне тип женской красоты присутствует и в «Братьях и сестрах» и в портретах монахинь Свято-Троицкого Новоголутвина монастыря. У монахинь такие лица встречаются много чаще. В 2002 году я был на Соловках. И вот помню, видел женщин, которые приехали потрудиться на монастырь, они шли на работы… Я фотографировал бы каждое второе лицо. Я чувствовал, это своеобразная сенсация в современной российской истории, что такие лица есть, да еще в такой концентрации! В Москве я последние лет десять практически не задерживаю взгляда на женских лицах. Лица москвичек негармоничны, настолько же, насколько суетлива и негармонична наша жизнь. Французы говорят: «после пятидесяти каждый сам отвечает за свое лицо». Знаете, в 1922 году Николай Бердяев перед тем, как был изгнан из России, уже отмечал, как физически изменились лица в городской толпе в Москве и в Петрограде. Речь идет отнюдь не о перемене социального состава. Те же самые люди, прошедшие школу страха и ненависти, суетливого выживания любой ценой стали внешне другими. Антропология лиц изменилась всего-то за четыре года! Какими же стали они за последующие восемьдесят лет!.. Эти новые типы отчетливо видны на бытовой фотографии, начиная с 20-х годов и до нашего времени. Я много работал с визажистом в студии – с великолепным визажистом! – но с годами стал совершенно не выносить макияж. В подавляющем большинстве случаев это грубое вторжение в цельный образ, насильственное, противоречивое по отношению к внутренней сущности лица, к его духу. А современные женские стрижки мне видятся почти всегда безобразными, поэтому я так часто предлагаю модели надеть шляпку. И сколь естественней собранные длинные волосы… Вообще же, женская первозданность – самое прекрасное, что оставил природе Творец. Я подготовил подборку портретов, которые в наибольшей степени отражают мое представление о женской красоте "Братья и сестры" и "Студия". На фотографии Геогрий Колосов. Фото Александра Касперовича |
![]() |
Леонид Бажанов, художественный руководитель государственного центра современного искусства
Для того чтобы ответить на вопрос «сколько в Москве красивых женщин?» достаточно поменять вопросительный знак на восклицательный. Но этот вопрос сопровождён ещё несколькими: Как москвичка изменилась за последнее время? Кажется, визуально изменилась. Расширился круг ориентиров для подражания. Появились новые возможности приблизиться к вожделенным образцам: условия жизни, косметика, одежда, имиджевые предметы… Можно заметить и некоторые утраты: снижение романтизма, меньшая свобода от соблазна, повышение ажиотации… Но оболочка блестит ярче. Много ли красивых москвичек я вижу в наши дни? Достаточно. Если учесть отсутствие времени, красавицу жену, очаровательных подруг и качественный кадровый подбор в Центре современного искусства, где я работаю. Какую женщину можно считать красивой сегодня? Как и раньше – ту, которая удовлетворяет эстетическим представлениям и ту, которая раскрывает свою красоту в личном проявлении и близком общении. |
![]() |
Владимир Ключников, пластический хирург клиники Медицинского центра Управления Делами Президента РФ
Жизнь в таком мегаполисе, как Москва, да и вообще жизнь на границе 20 и 21 века откладывает свой отпечаток не только на психологический образ героини нашего времени, но и на ее внешность. Эволюция как глобальный биологический процесс себя, возможно, исчерпала, однако эволюция человека и, конечно, женщины не достигла своей окончательной точки. Я достаточно молодой пластический хирург но, тем не менее, позволю некоторые сравнения. Думаю, что многие любят добрые фильмы 50-60 годов, где мы дружно строим наше светлое коммунистическое завтра. Всмотритесь в фигуры, лица тех женщин, которые снимались в этих фильмах. Я говорю не только о художественных лентах, но и о документальных фильмах. Их красота естественна, фигуры пропорциональны, линии тела точеные. Раньше было меньше женщин с избыточной массой тела. Сейчас деление между худыми и толстыми гораздо более выражено. Конечно, экология, питание и образ жизни накладывают отпечаток и влияют не только на внутреннее здоровье человека, но и на его внешность. Тогда у всех женщин была грудь нормальной, естественной формы, то же касается и ягодиц. Сегодня у половины женщин нет груди как анатомического образования, я уж не говорю об эротическом виде! И женщины стали вставлять себе, куда только можно силикон и делать губы больше рта. Потом у некоторых возникают проблемы - да, к сожалению, в хирургии пластической, как и в любой другой, могут быть осложнения. От этого не застрахован ни академик, ни простой хирург. Иногда женщины чересчур «любят» свою фигуру и начинают изыскивать лишние миллиметры жира и удаляют их с помощью липоаспирации. Я лично их нисколько не ругаю, но и не хвалю. Эти изменения, которые они творят с собой, не есть плохо, но и не есть хорошо. Современная женщина является следствием развития цивилизации, да и к тому же обеспечивает нас работой. Для выяснения общей тенденции этой проблемы необходимо задать вопрос: а кто больше нуждается в услугах пластического хирурга - современная женщина или та, которая покоряла сердца мужчин 50 лет назад? Ответ очевиден – современница! К сожалению, не только показатели здоровья урбанизированного человека снижаются, но и критерии женской красоты. Нельзя утверждать, что наши москвички по своим внешним данным уступают американкам или европейским женщинам, наших женщин можно узнать в любой стране – они пока красивее всех. Стремление москвички изменить свою внешность (подчеркиваю - изменить, а не улучшить) является положительной чертой, хотя это иногда приобретает патологические наклонности. Красота естественная и красота приобретенная… Что лучше, судить Вам. Однако к доброй красоте прилагается еще и Душа. |
![]() |
Сергей Селихов, главный редактор электронного журнала "Женщина Москва"
В начале 90-х годов прошлого века, когда я вернулся со службы в армии, красивых женщин в родном городе при каждом выходе на улицу я видел десятки. И причины здесь были не только в моем возрасте и длительном отсутствии в гражданской жизни… Прекрасных женских лиц действительно было много! Шли годы, в Москве началось массовое строительство и уничтожение исторической застройки. Город дурнел на глазах; смотреть вокруг стало больно. Я искал вдохновения в лицах женщин… Но и лица изменились, став «жесткими», агрессивными, замкнутыми. Однажды в Елоховском храме я совершил открытие - все верующее женщины красивы… Красота не просто стройность фигуры и правильные черты лица, такая женщина всего лишь приятная, милая. Стройной возможно и родиться, красивой можно только стать. Следуя моей логике, и макияж имеет к красоте косвенное отношение. Разница между женщиной, злоупотребляющей косметикой, и той, что пользуется ею чуть-чуть и со вкусом такая же, как между статьей в гламурном журнале и художественным текстом Ивана Бунина. На мой взгляд, прямое отношение к красоте имеет доброта и постоянное общение с культурой; они облагораживают лицо, придают ему осмысленность и одухотворенность. Именно такая красота только одним фактом своего существования помогает жить всем, кто ее видит. Зрители чувствуют, что в мире есть совершенство и гармония!.. Мне очень нужны именно такие новости, а не те, что сообщают наши СМИ. Месяца не вспомню (я заметил это году в 2003), в разных местах исторического центра стали появляться дома, цветовая гамма фасадов которых была прекрасно подобрана. Цветом города теперь ведает специальная служба при Москомархитектуре. А несколько дней назад в начале Большой Лубянки я увидел покрашенный с отменным вкусом доходный дом 1905-1907 гг. в стиле неоклассицизма (у него во дворе стоит памятник Воровскому). Посмотрите на этот дом – очень рекомендую! Вот уже три года, как я снова вижу в нашем городе красивые женские лица. Их немного, пока они событие, но я рад, как прежде, провожать взглядом прекрасную женщину и чувствовать, что мое сердце стучит чаще, чем ее каблучки… |
![]() |
![]() |
|||
|
||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|||
|
||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|||
|
||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|||
|
||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|||
|
||||
![]() |
![]() |
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, пройдите процедуру авторизации здесь.