Происхождение и значение имени «Иисус Христос». Библейская этимология имени «Иисус Христос» - Электронный журнал «Женщина Москва»
Электронный журнал
Наша миссия — вернуть чувство Дома
Уважаемые читатели! Приглашаем Вас стать соавторами нашего журнала и завести блог. Каждый человек узнает за свою жизнь что-то особенное, бесценное. Но об этом его так и не спрашивают… А для нас это очень важно! Подробности жизни, нюансы отношений, случайные разговоры, то, что вас удивило, заинтересовало, о чем вы задумались… Наши блоги дадут Вам возможность поделиться этим с внимательной заинтересованной аудиторией. И Ваши наблюдения, открытия не пропадут!
ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись
Деян. 4:12
Иешуа с ударением на "у" - это сокращенная форма древнееврейского (арамейского) имени Иегошуа.
Оно составлено из корней слов "Иегова / Яхве" (Сущий - так Бог впервые открывает себя Моисею) и "шуа" (спасение).
Соответственно, переводится как "Иегова спасает" ("Иегова есть спасение", "Бог мое спасение") или "помощь Иеговы".
Йешуа
В Новом Завете использована греческая форма ὁ Ἰησοῦς;, а ее современная церковнославянская транслитерация - Иисус.
Наши предки писали Iсус и произносили Исус до середины 17 века, когда в рамках церковной реформы патриарха Никона было проведено значительное редактирование текстов Священного Писания и богослужебных книг (в частности, под титлом стало "Іис").
Кроме русской староообрядческой традиции, одна буква "и" сохраняется в украинском, белорусском, хорватском, русинском, македонском, сербском и болгарском языках.
Значение имени "Иисус" открывает Иосифу, а с ним всем верующим Ангел Господень (Архангел Гавриил): "наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их" (Мф. 1:21).
-------
Если "Иисус" - эллинизированная форма еврейского имени, то ὁ Χριστός - "Христос" - собственно древнегреческое слово, означающее "Помазанник", "получивший помазание" (от древнегреческого глагола χρίω - "умащивать", "смазывать", "натирать", "совершать обряд помазания").
У евреев тот же смысл имеет слово "Машиах", которым называли сперва первосвященников и пророков, а затем и царей. Помазание елеем или миром особенного состава (подробное описание можно прочесть в книге Исход) было символом Божиего избранничества и монаршей власти.
Машиах
Русская транслитерация этого эпитета - Мессия.
Почему Иисус Сын Божий называется Помазанником? В Евангелии от Луки мы читаем:
"И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.
Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:
Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное.
И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.
И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами". (Лк.4:16-21)
Наш Спаситель помазан и как Пророк, и как Первосвященник, и как Царь, превосходящий всех людей мудростью, святостью и властью.
Татьяна Селихова, электронный журнал "Женщина Москва", http://www.wmos.ru --------------------------------------------
Христос: Помазанник
Господь Иисус Христос – Богочеловек, Второе Лицо Троицы. Он – Бог, воплотившийся ради спасения человеческого рода, претерпевший мучительную крестную смерть и воскрсесший. Своим воскресением он победил грех и его главное следствие – смерть: «Ад, где твое жало? Смерть, где твоя победа»? (1 Кор. 15,55). Уничтожив смерть смертью же и освободив послушных Ему от ее рабства, Он – «путь и истина и жизнь» (Ин. 14,6), «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13,8).
Его имя, которое «выше всякого имени» (Флп. 2,9), представляет собой синтез двух языков. Имя «Иисус» происходит от древнегреческого ὁ Ἰησοῦς. Это эллинизированная форма еврейского имени «Иешуа», которое на иврите восходит к глаголу «спасать», «приходить на помощь». Поэтому «Иисус» в переводе с еврейского значит «Спаситель».
Имя же ὁ Χριστός (Christos) древнегреческое. Оно происходит от древнегреческого глагола χρίω (chriō), что значит «умащивать», «смазывать», «натирать», «совершать обряд помазания». И дословно «Христос» в переводе с древнегреческого значит «Помазанник», «получивший помазание».
Помазанниками в иудейской традиции называли пророков, царей и первосвященников. Помазание святым елеем было знаком того, что данный человек избран Богом для служения народу или для посредничества между людьми и Богом. Помазанником также называли Мессию, о котором пророчествовало Писание и которого ждали иудеи. Собственно, «Мессия» по древнееврейски значит то же самое, что по древнегречески «Христос» – «Помазанник».
Как говорит Феофилакт Болгарский, «Иисус Сын Божий называется Помазанником, потому что Его человечеству безмерно сообщены все дары Св. Духа, и таким образом Ему в высочайшей степени принадлежит ведение пророка, святость первосвященника и могущество царя… Сын Божий — пророк, первосвященник и царь, преимущественно и в высшей степени пред всеми означенными лицами называется: Помазанником». Таким образом, Христос – Царь Неба и земли, Мессия, предсказанный в Ветхом Завете и явившийся в Новом.
Однако Его Пришествие радикальным образом отличалось от чаяний иудеев, изнывавщих под гнетом римского владычества (Иудея была тогда захвачена римскими легионами и являлась римской провинцией). Они надеялись, что к ним в «шуме и ярости» придет великий вождь, который поведет их в бой против римских завоевателей и вернет Израилю былое могущество и славу. Если бы Мессия совершил великие земные деяния – это было бы понятно всем без исключения. Христос же пришел в наш мир как обычный человек, простой плотник.
Его Вочеловечение было первой ступенью самоуничижения Бога, Который соединил Себя с человеческом естеством. Христос родился в яслях рядом с домашними животными, вырос в бедности и трудах, скитался по Земле, не имея даже дома или пристанища, где мог бы преклонить голову. Тот, Кто правит абсолютно всем, добровольно избирает кротость и смирение: «Трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит» (Мф. 12, 20).
Последним же пределом самоуничижения была добровольно принятая ужасная смерть на кресте, которую придумали и организовали неправда, злоба и страшные по своим последствиям неведение и слепота. Обманувшиеся в своих ожиданиях люди, те самые, которые и распяли Его, не понимали, что Царство, которое Он возвещает – духовное, как и освобождение – от уз греха и смерти. Именно этот бесценный дар Он нес всем людям – как евреям, так и язычникам, раскаявшимся и принявшим Благую Весть. Это освобождение дает вечную жизнь, а не пусть и счастливое, но все же временное существование здесь, на Земле. Ведь если смерть кладет предел всему, то и жить не стоит: «Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1Кор.15, 12–14).
Иисус или Исус: буква раскола
Порой всего одна буква в слове, спор о том, ставить ее в нем или нет, могут послужить причиной очень глубокого раздора. Конечно, само слово должно быть для этого очень важным, иметь исключительное значение.
До середины 17 века наши предки первую часть имени Господа Иисуса Христа произносили как «Исус», а писали как «Iсус». Мы уже писали, что записанное в древнегреческой транскрипции как ὁ Ἰησοῦς (Iisus) это имя еврейского происхождения. Восходит оно к глаголу «спасать», и значит на иврите «Спаситель». В русском языке два первых звука «и» имени Господа и, соответственно, две первых буквы слились в одну. Так греки и русские стали писать и произносить имя Иисуса Христа по-разному.
В середине 17 века патриарх Никон начинает печально знаменитую по своим последствиям церковную реформу, которая вызвала глубокий раскол в русской Церкви и обществе. Никон решил изменить некоторые сложившиеся к тому времени богослужебные обряды, а также исправить некоторые богослужебные тексты, чтобы привести их в соответствие с греческими. Московская Русь после взятия Константинополя турками (1453 г.) и падения Византии, оставшись единственной православной страной в мире, начала мыслить себя как оплот, единственную ии последнюю защиту Вселенского Православия. Отсюда родилась знаменитая идея «Третьего Рима»: два первых пали, третий стоит, а четевертому не быть. Считается, что Патриарх Никон намеревался создать Вселенское православное царство с центром в Москве и занять среди православных патриархов главенствующее положение. Для этого надо было уравняться с греками в обряде и чине.
Среди главных нововведений были введение трехперстного, а не двухперстного крестного знамения, тройной, а не сугубой (двойной «Аллилуия»), совершения крестного хода вокруг церкви «противосолонь» – против солнца, то есть с запада на восток, а не наоборот, и т.д. В том числе в имя «Ісус» (под титлом «Iс») добавили еще одну букву, и оно стало писаться «Іисус» (под титлом «Іис»).
Реформы проводились очень поспешно, насильственными методами. Это вызвало неприятие многих священнослужителей и мирян, и в результате послужило причиной раскола Русской Православной Церкви, последствия которого не изжиты до сих пор. Старообрядцы были преданы церковной анафеме, на протяжении почти двух с половиной столетий их преследовали и всячески ограничивали в правах. Только в 1971 году Поместный Собор Русской Православной Церкви окончательно подтвердил признание старых русских обрядов спасительными и равночестными новым, и упразднил анафематствование всем, кто их придерживается: «Освященный поместный собор русской православной церкви любовию объемлет всех свято хранящих древние русские обряды, как членов нашей святой церкви, так и именующих себя старообрядцами, но свято исповедующих спасительную православную веру. Освященный поместный собор русской православной церкви свидетельствует, что спасительному значению обрядов не противоречит многообразие их внешнего выражения, которое всегда было присуще древней неразделенной Христовой церкви и которое не являлось в ней камнем преткновения и источником разделения».
По хорошему – в расколе середины 17 века были виноваты обе стороны, каждая по своему отличившаяся нетерпимостью и глухотой. Если «никониан», как говорят старообрядцы, упрекают в карательной политике, осуществлявшейся при помощи государства, то старообрядцам обычно ставят в вину их «обрядоверие» и слепую приверженность букве. Ведь сказано же апостолом Павлом: «Буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3,6).
Эти слова часто цитируют в подтверждение той мысли, что старообрядцы словно застряли в 17 веке, «уцепившись» за малозначимые с точки зрения сути веры вещи. В конце концов, разные Поместные Православные Церкви отличаются друг от друга некоторыми обрядами, но это не мешает им считать себя частями единой Православной Церкви. Между тем интересно отметить, что апостол Павел вовсе не порицает служение букве как таковое, и вовсем не противопоставляет букву духу. Ведь в следующем стихе этого Послания он говорит, что «служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей» (2 Кор. 3, 7). То есть, он называет служение «смертносным буквам» настолько славным, что евреи даже не могли смотреть на исходившее светом лицо Моисея, когда он принес им скрижали Завета. Да, апостол говорит дальше, что служение духа гораздо более славно, чем служение «смертоносным буквам». Но и служение букве славно тоже, пусть и в меньшей степени. Это словно необходимая предварительная стадия – чтобы славно послужить духу, сначала нужно умертвить себя буквой и послужить ей. Так в сказаках доброго молодца сначала обливают мертвой водой, чтобы потом воскресить водой живой.
Юрий Пущаев. Толковый словарь журнала "Фома"
---
Ему имя — Иисус
При обрезании давалось у евреев имя. Теперь открылось и это. Необычайно важно.
Как мы знаем из Евангелия (Лк. 2, 21), при обрезании в восьмой день по рождении нарекали имя. Это делал обычно отец новорожденного (в храме), а раньше чаще всего называла мать. Так, Ева дала сама имя Каину, Лия — своим сыновьям, Иаков и Рахиль — Вениамину, Анна — Самуилу, мать и отец — Иоанну Предтече и т. п.* И если вы по Библии просмотрите хотя бы эти случаи, то легко увидите, что имена давались не случайно, а со значением. Обычно означалось осуществление чего-либо ожидаемого, или предназначение рожденного и т. п.
Господь, как мы видели и знаем, пришел для того, чтобы восстановить порванный завет людей с Богом, живой завет — оживить людей или, как мы обычно говорим, спасти людей. Поэтому как же Его было иначе назвать, как не
Спаситель?
Очевидно? Несомненно. А по-еврейски Спаситель (Иисус — греческое слово от еврейского) — Иехошуа (или сокращенно Иешуа, Иешу), что значит «Бог спасение его», или еще короче — «Бог Спаситель.
К обычному человеку это прилагалось в том смысле, что носящий это имя находится под особым покровом Божиим.
По отношению к Иисусу Христу также сие применимо. При крещении Отец возглашает: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, через Него и в Нем Мое благоволение» (Лк. 3, 22), то есть Иисус Христос есть Бог.
Но через эту любовь к Сыну восстанавливается любовь Отца и к людям; и таким образом, Он Сам, то есть Сын, сделается Искупителем, «Спасителем». Это имя дано было еще раньше рождения, при Благовещении, Архангелом Гавриилом, то есть по повелению Пресвятой Троицы (Мф. 1, 21) с объяснением, что Он, Иисус избавит (по-славянски «спасет») люди Своя от грех их (Мф. 1, 21). Он спасет; не «сами» они спасутся… Следовательно, уже в этом имени указано все Его будущее: искупительное служение миру.
Или иначе сказать: в имени Его сокращенно, словом, наименовано то, что совершалось делом, чином, обрядом — обрезанием, как знамением установления связи Бога с людьми. Дело Господа Иисуса Христа — в одном имени: Спаситель. Иисус — имя Ему. Как это и отрадно, и важно, и понятно!
День именин
Отсюда теперь понятно, что день обрезания Господня есть и день Его имени, или «именины». А назван Он «Богом» — по Отцу Своему. И вообще у евреев было желание называть сыновей по имени отца; так и родственники советовали Елисавете называть Иоанна Крестителя (Лк. 1, 59) в честь отца.
В имени уже указано все последующее дело Господа: в начале указа’ но все остальное… Как в семени — будущее: и зелень, и колос, и зерна, и хлеб, и питание, и жизнь.
Так новозаветное сплелось с ветхозаветным: пришел Спаситель «ветхого» человека, дабы сделать его «новым»; Ветхий Завет переходит в Новый. И теперь понятно, почему обрезание должно было быть первым праздником по Рождестве Христовом: здесь узел Ветхого и Нового Заветов, конец одного и начало другого. Это определение всей последующей задачи: это, следовательно, нужно было обозначить в самом начале. Потому и праздник пришелся между Рождеством и Крещением. Не оттого лишь, что обрезание должно было совершаться в восьмой день, но и по смыслу, взаимоотношению событий: сначала рождение, потом означение Его служения, и уже потом выступление на проповедь — крещение.
Но сие именование, сии «именины» Господа Иисуса были сокровенны. Никто и не подозревал тогда исполнения смысла имени Иисус, кроме Иосифа и Марии. При рождении хоть были пастухи, волхвы; узнал Ирод, книжники и т. д. При Сретении будут праведный Симеон, Анна и другие в храме; равно и всем дающим избавления в Иерусалиме (Лк. 2, 38), — говорила Анна пророчица. А здесь — только Иосиф и Мария, да священник, совершивший обряд в храме… Именины Господни были тайны, сокровенны. И самый праздник — «спрятанный» между двумя другими великими событиями. Свои лишь… Так нам открывается, что нынешний праздник есть «день Иисусов».
Если Вознесение есть «день Спасов» — день Его как Обожествленного, Прославленного Сына Божия, как Бога, то нынешний день есть день Его по человечеству.
Ныне Господь принял на Себя человеческое имя как «Сын человеческий>, ныне Он «вписался» в наше «гражданство» земное, чтобы потом приписать нас, при Вознесении, к гражданству Небесному.
Ныне особенно ясно, что Он — «наш», «нашего смешения», естества человеческого: Он и называется, как и все, Он еще Младенец — беспомощный, как и все, Он — видим пока именно как человек. Славы Божией не зрится еще в Нем. И обрезывается — плотски, человечески…
Мне это обрезание плоти раньше казалось слишком уж человеческим. Да! Но Он был именно совсем, совершенно, как и мы, Человеком.
Невольно приходит сравнение в нашими именинами. В прежнее время имя давалось тоже в восьмой день. И у нас имя дается родителями или крестным отцом. И у нас это «свой» семейный праздник. И у нас иногда давали имена по значению. А особенно — монашеские имена.
А теперь вывод: в день именин Господа нужно просить милостей у «Именуемого», про Которого апостол Павел говорит, что Бог Отец по Вознесении даровал «имя выше всякого имени, дабы о имени Иисусове всяко колено поклонилось: небесных, и земных, и преисподних; и всяк язык исповедал, что Господь Иисус Христос есть Господь во славу Бога Отца» (Фил. 2, 9 — 11).
Значит, в сей день наречения имени Его и мы должны поклониться Ему, как Господу, возблагодарить Его, что пришел ради нас, и просить главного, о чем говорит Его Имя, и что делает Он в чине обрезания- спасти нас.
Иисусе Спасителю — спаси нас!
Иисусе Искупителю — к Отцу Твоему приведи нас!
Митрополит Вениамин (Федченков) "Письма о двунадесятых праздниках"
---
Всей Своей Богочеловеческой Личностью и всей Своей Богочеловеческой жизнью Господь Иисус Христос совершил спасение человеческого рода, поэтому Ему и наречено имя Иисус, что означает Спаситель. Это имя было дано не какой-то Его части и не Его учению, а Его нераздельной Богочеловеческой Личности. Он весь — Иисус, весь — Спаситель во всём, что составляет Его Богочеловеческую Личность и Его Богочеловеческое дело. Богоданным именем Иисус (см. Мф. 1, 21) - Спаситель определено, обусловлено и Его дело — спасение.
Вследствие безмерного богатства Своей Богочеловеческой Личности и разнообразных даров и благ, Которые Он принес мiру, Спаситель называется разными именами: Пастырь, Учитель, Свет, Путь, Истина, Жизнь, Первосвященник, Пророк, Лоза, Господь, Сын Божий, Христос, Камень, Агнец. Многие имена, но одна Личность и одно дело, ведь и как Пастырь Он — весь Пастырь, и как Учитель Он — весь Учитель, как Свет Он — весь Свет, и как Истина Он — весь Истина. Посему Его дело искупления и спасения мiра и человека — это не только Его дело как Пророка, Первосвященника и Царя, но и Его дело как единой и неделимой Богочеловеческой Личности — такой, какой описывают ее и являют все имена, усвояемые ей в Святом Откровении.
Во всем искупительном и спасительном Господь Иисус Христос присутствует весь — во всецелой полноте Своей Богочеловеческой Личности. При этом Его спасительная сила и действие отчетливее всего проявляются в некоторых Его делах, как, например, Крещение и Преображение, и достигают своей вершины в крестной смерти, Воскресении, Вознесении и сошествии Святого Духа. Но всё это суть составные части Его Богочеловеческой жизни и подвига как единого и неделимого органического целого. Крест верховенствует лишь на фундаменте всего того, что ему предшествует. Крест — это пик пирамиды спасения, но как вершина он стоит на всём, что под ним, а то, что Спаситель встроил в пирамиду спасения, было либо словом, либо мыслью, либо молитвой, либо воздыханием, либо чудом, либо событием. Вершина без основания и без того, что воздвигнуто между ней и основанием, не была бы верхней точкой. Основание пирамиды спасения — это воплощение Сына Божия; на нем Господь Иисус Христос Своей земной жизнью выстроил Богочеловеческий дом спасения и на его вершине поставил крест и Воскресение. Господь Иисус возвестил спасение всем тем, чем Он как Богочеловек был, и всем тем, что Он как Богочеловек соделал.
В самом имени Иисус представлено всё Богочеловеческое дело Христово. Владыка Христос спасает, ибо Он — Спаситель. Только как воплощенный Бог Господь Иисус — и Спаситель, и спасение. Его Богочеловеческая Личность — это и есть всё и вся в спасении, отчего Господь Иисус Христос и делает спасение каждого человека зависимым от Себя как Богочеловека, говоря: Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет (Ин. 10, 9). Всё входящее в Личность и в дело Богочеловека составляет Евангелие спасения. Поэтому ничто Богочеловеческое не может быть ни опущено, ни отвержено. В Спасителе всё спасительно, всё сотериологично. Что это такое, что можно бы было устранить из Господа Иисуса Христа быть как якобы неспасительное? Все слова Спасителя суть дух и жизнь (Ин. 6, 63). Но они суть дух и жизнь лишь Его Божественной Личностью. Всегда и во всем Он — одна и Та же Личность. В Свою Божественную Личность Он внес и тело. Что тогда в Нем неспасительно? Он — Спаситель и как Пастырь, и как Первосвященник, и как Истина, и как Свет, и как Жизнь, ибо Его Личность всегда едина и неделима. Бесконечности Его Личности соответствует бесконечность Его Богочеловеческого подвига.
Во всех моментах Своей земной жизни Господь Иисус Христос — непрестанно Спаситель, только Свою спасительную силу Он проявляет иногда сильнее, иногда слабее, подчас более явно, а временами более прикровенно. Со всех сторон Его Богочеловеческой жизни текут и прибывают спасительные силы, дабы, наконец, сосредоточиться и слиться в крестную смерть и Воскресение как всеобъемлющий источник спасения. Богочеловеческий подвиг спасения человеческого рода достигает своей конечной и совершенной полноты в крестной смерти и Воскресении Спасителя — оттого-то человеколюбивый Господь и спешит к этому через все Свои дни и ночи: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом, ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить Его, и убьют Его: и в третий день воскреснет (Лк. 18, 31–33). Впрочем и прежде Своих спасительных страданий и Воскресения Господь Христос есть Спаситель, непрестанно спасающий людей Своей Богочеловеческой силой. А если бы это было не так, то разве мог Он прежде Своей крестной смерти сказать Закхею:Ныне пришло спасение дому сему, и расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои (Мф. 9, 2; Мк. 2, 5; Лк. 5, 20), и многим: Вера твоя спасла тебя?
Спасение человеческого рода, совершенное досточудным Богочеловеком Иисусом, знаменует собой бесконечную Богочеловеческую тайну. В ней спасительно сопряжена тайна Бога и тайна человека, жизнь Бога и жизнь человека. Поэтому в ней всё — Богочеловеческое, от начала до конца. Никакая людская мысль, сколько бы ни была она укрепляема благодатью, не способна всецело проникнуть в эту святую Богочеловеческую тайну. Вознесенный над ней своим величественным умом апостол Павел заканчивает свои размышления о подвиге спасения, подъятом Спасителем, восхищением и изумлением: О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! (Рим. 11, 33). В Богочеловеческий подвиг спасения человеческого рода Господь Иисус внес премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей (1 Кор. 2, 7). Тайну Своей воли Трисолнечный Господь явил нам в Богочеловеческом домостроительстве спасения, совершенном Богочеловеком Иисусом (Еф. 1, 9).
Единая и неделимая Божественная тайна пронизывает Богочеловеческую Личность Господа Иисуса Христа и Его дело. На всех путях Богочеловеческого подвига спасения благая и кроткая Христова тайна встречает и ведет человеческую душу, наполняя ее Божественной благостью и бесконечной радостью. Дело Богочеловека Христа — спасти людей, погибших в грехе (см.: Мф. 18, 11), избавить людей от греха и смерти (см.: Ин. 4, 34; 6, 40; 17, 4). Другими словами, Его дело — обновить, возродить человека (см.: Ин. 3, 1–10), просветить его (см.: Ин. 1, 9; 8, 12; 9, 5; Еф. 5, 8; 1 Фес. 5, 5), усовершить его (см.: Еф. 4, 13), сделать его подобным Христу (букв.: "охристоподобить".– Примеч. пер.), обожить (см.: Ин. 10, 34; 2 Пет. 1, 4–5), соделать бессмертным и oвековечить (см.: Ин. 5, 21–24; 6, 47; 11, 25). В это Свое таинственное дело Спаситель ввел всю Свою Богочеловеческую Личность со всеми ее бесконечными совершенствами. Исполнил Он это дело Божественно и совершенно всем подвигом Своей Богочеловеческой жизни на земле, от яслей до Вознесения. В Личности и деле Богочеловека Христа весь Бог преподан всему человеку. Это — средство к исцелению человека от греха и смерти, средство к освящению, к уподоблению Христу, к обожению, к усвоению бессмертия и к уготовлению человека для вечной жизни на этом и на том свете. В этом — примирение человека с Богом, в этом — искупление, в этом — спасение, и совершенство, и блаженство. Этим Богочеловек соделался и навсегда пребыл Главой спасения, Вождем спасения (ср.: Евр. 2, 10); оттого и обратился Он к Богу Отцу со словами: дело соверших, еже дал еси Мне да сотворю (Ин. 17, 4). Как и Его Богочеловеческая Личность, Богочеловеческое дело Христово не менее таинственно и невыразимо. Но как Личность, так и дело Богочеловека Христа составляют единую и неделимую великую благочестия тайну (ср.: 1 Тим. 3, 16), великую тайну спасения.
О том, что спасение человеческого рода уготовано, совершено и обусловлено Богочеловеческой Личностью и Богочеловеческим подвигом Господа Иисуса Христа выразительно свидетельствует нам Святое Откровение через Священное Писание и Священное Предание. В Божественную истину Личности Спасителя и Его подвига спасения рода человеческого ничто так не вводит человеческий дух, как Священное Предание, опирающееся на Священное Писание, и Священное Писание, освещаемое Священным Преданием.
Первая благая весть, с которой начинается новозаветное Откровение,— это благовестие Святой Деве посланного Богом Архангела: о том, что Она родит Сына, Которому нарекут имя Иисус, то есть Спаситель (см.: Лк. 1, 31). Этим первым благовестием объята вся Личность и вся деятельность Богочеловека Христа. В самом данном от Бога имени Иисус предсказан и возвещен весь совершенный Спасителем Богочеловеческий подвиг спасения людей. Весьма значительно то, что Бог не наименовал Господа Иисуса Христа ни учителем, ни пастырем, ни царем, ни первосвященником, не пророком, но — Спасителем, ибо это имя шире всех прочих имен и все их в себе содержит. И когда родился воплощенный Бог, Ангел Господень возвещает пастырям, что родился... Спаситель... Христос Господь (Лк. 2, 11). А это как раз и означает, что воплощенное Слово есть Спаситель мiра как Богочеловек всей Своей Богочеловеческой Личностью и деятельностью.
Как Спаситель Господь Иисус Христос есть в то же время и спасение. Праведный Симеон, исполненный Духа Святого, принимая на руки младенца Иисуса, называет Его спасением (см.: Лк. 2, 30; 3, 6). Богочеловек Христос во всей полноте Своей евангельской, Богочеловеческой данности — это и есть спасение. Посему в Священном Писании и говорится, что в Богочеловеческой Личности Господа Иисуса спасение Божие послано язычникам (Деян. 28, 28). Очевидцы Господа Иисуса и Его дел с восхищением говорят о Нем: мы сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мiра, Христос (Ин. 4, 42). И Бог, и люди именуют Господа Иисуса Христа Спасителем, ибо как Богочеловек Он объемлет Собою все Божественные и человеческие совершенства, необходимые для спасения человека от зла и смерти.
Во всей истории человеческого рода Бог никого не нарек Спасителем, потому что все без исключения люди — под грехом и смертью. И лишь безгрешный Господь Иисус Христос удостоен этого имени как единственная историческая Личность, в Которой не обрелось ни крупицы греха, ни атома зла. Во всесовершенной полноте Своей Божественной Личности воплощенный Бог Слово — абсолютная полнота всеобъемлющей жизни и света (см.: Ин. 1, 4) и лишь как Таковой Он есть победа над грехом, смертью и тьмой (см.: Ин. 8, 12; 12, 35, 46; 11, 25). Как только Господь Иисус вышел на проповедь, великий Предтеча Духом Святым возвещает, что Он есть Агнец Божий, Который берет на Себя грех мiра (Ин. 1, 29), берет всей Своей Богочеловеческой жизнью.
Лишь как Богочеловеческая Личность Господь Иисус Христос соделался для всего человеческого рода премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением (1 Кор. 1, 30). Он явился как Богочеловек, чтобы взять грехи наши (1 Ин. 3, 5), то есть освободить нас от греха и сделать способными к жизни в Божией святости и правде. Соблазненный духом зла и уничтожения, человеческий род в своей истории творил больше дела его, нежели свои,—для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола (1 Ин. 3, 8). Богообразная красота человеческой души была сплошь осквернена и загрязнена грехами, поэтому Бог послал Сына Своего очистить наши грехи (в синод. тексте: в умилостивление за грехи наши.– Примеч. пер. ) (1 Ин. 4, 10).
Иисуса Богочеловека во всей Его исторической действительности возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать людям (в синод. тексте: Израилю.– Примеч. пер.) покаяние и прощение грехов (ср.: Деян. 5, 31). Хотя Он и Божественно совершенен, Спаситель по-земному осязаем и по-человечески доступен. Богомудрый апостол это четко выражает следующими словами: От семени Давидова (в синод. тексте:из сего-то потомства.– Примеч. пер.) Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса (Деян. 13, 23). Спаситель соделался реальным человеком, дабы как человек спасти человека. Если бы не явился Он как истинный человек, то можно было бы сказать, что Он — некий небесный призрак и наваждение, механически и насильно навязывающее людям спасение. Своей безгрешной человеческой реальностью Владыка Христос привлекает к Себе человеческие существа, лицезрящие в нем естественного и необходимого Спасителя человеческого естества.
Лишь как подлинно совершенный Бог и подлинно совершенный человек Господь есть Спаситель людей и надежда человеческого рода (ср.: 1 Тим. 1, 1). В Своем бесконечном человеколюбии Он хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2, 4). Своим Богочеловеческим подвигом спасения Господь Иисус Христос стал единым и единственным Спасителем человеческого рода, поэтому — нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деян. 4, 11–12). Своей животворящей силой Богочеловеческая Личность Владыки Христа есть в то же время и Спаситель, и спасение (см.: 2 Тим. 2, 10; 3, 15). "Познание спасения есть познание Сына Божия, Который действительно есть и нарицается и спасением, и Спасителем, и совершением спасения. Он — Спаситель, ибо Он — Сын и Слово Божие; Он — совершение спасения, ибо Он — Дух... Он — спасение, ибо Он — плоть: Слово стало плотию и обитало с нами" (Св. Иреней Лионский. Против ересей).
Потому как в Богочеловеке обитает вся полнота Божества телесно (Кол. 2, 9), то Он — Спаситель человеческого рода всей Своей Личностью и всем тем, что в ней, от нее, с ней. "Не Себя пришел спасти бессмертный Бог,— говорит святой Афанасий Великий,— но умерщвленных; не за Себя пострадал, но за нас; и посему-то воспринял на Себя наше уничижение и нашу нищету (убогость), чтобы даровать нам Свое богатство. Ибо Его страдание есть наше избавление от страдания; Его смерть — наше бессмертие, Его слезы — наша радость, Его погребение — наше воскресение. Его Крещение — наше освящение... Язвы Его — наше исцеление... Наказание Его — наш мир... Бесславие Его — наша слава... Сошествие Его — наше восшествие" (Свт. Афанасий Великий. О явлении во плоти Бога Слова и против ариан).
"В том и состоит чудо, что Господь стал человеком, и причем человеком без греха; поэтому и совершилось всецелое обновление, дабы обнаружилось Его могущество. И из того, что Он Сам по Своей воле установил в естестве, Он восприял на Себя то, что хотел, то есть: рождение от жены, возрастание, исчисление лет, труд, голод, жажду, сон, печаль, смерть, Воскресение. Поэтому где истлевало человеческое тело, там Иисус полагает Свое собственное тело, и где душа человеческая была удерживаема смертью, там Христос показывает, что и Его душа — человеческая, дабы Ему как человеку не быть держимым смертью и как Богу разрушить державу смерти: чтобы, где было посеяно тление, произросло нетление; дабы, где царствовала смерть, Он, Бессмертный, представ в образе человеческой души, явил бессмертие и таким образом учинил нас причастниками Своих бесстрастия и бессмертия в надежде на воскресение из мертвых" (Свт. Афанасий Великий. Против Аполлинария).
Всецелым Своим Богочеловеческим существом Господь Иисус спас человека. Он, по слову богомудрого отца Православия, "дал тело за тело, и душу за душу, и совершенное бытие за всего человека" (Там же). Богочеловек Христос спас нас всем Своим бытием; "спасение мiру — Сын от Отца" (Он же. Толкование на псалмы). "Имя Иисус значит — и Спаситель, и спасение; от Спасителя — спасение, как от света — освещение" (он же. Слово пространнейшее о вере).
Преподобный преп. Иустин Попович "Догматика православной церкви. Дело Богочеловека. Сотериология" (глава "Господь Иисус Христос как Спаситель"). Перевод Сергея Фонова
---
Имя Христа
В день Рождества мы читаем в храме отрывок из Послания к галатам о том, что, «когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных» (Гал. 4: 4–5).
Подчинение закону у младенца в еврейском народе ощутимо происходит уже на восьмой день. Тогда младенца обрезывают. Христос претерпел эту болезненную процедуру. Можно представить себе детский плач и пляску взрослых вокруг кричащего младенца. Можно подсмотреть, как это делают евреи сейчас. В сущностных чертах это одно и то же действие.
Думая же о Христе, мы кланяемся Ему в сей день особо, поскольку в сей день к телу Его прикоснулось железо и Богомладенец впервые пролил кровь.
Но у этого дня есть еще одна глубочайшая особенность. А именно: в день обрезания ребенку нарекали имя.
Сына Божия нельзя было назвать каким угодно именем. Еще в день Благовещения Гавриил сказал Марии: «Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» (Лк. 1: 30–31).
Так же и сомневающегося Иосифа Ангел утешает и наставляет, говоря: «Родившееся в Ней (Марии) есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус» (Мф. 1: 20–21).
Итак…
Чудесная семья, состоящая из Девы-Матери и старца-служителя, не сомневалась ни одного дня по поводу того, как назвать явившегося в мир Спасителя. Не было ни советов, ни споров. Были только восемь дней ожидания, а «по прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве» (Лк. 2: 21).
Имя, предназначенное воплотившемуся Сыну, хранилось в тайниках Премудрости Божией, а в день Обрезания пролилось на землю, как дождь на руно. Пока закрыта в сосуде ароматная масть или миро, то не слышно запаха. Стоит же открыть сосуд или тем более пролить миро, как «храмина наполнится масти вони благовонныя». Поэтому и слово тайное из самой тайной книги говорит: «Имя твое – как разлитое миро» (Песн. 1: 2).
Имя Христа благоуханно, имя Его драгоценно. И «да убоится сердце мое боятися имени Его». Христос «верующим во имя Его дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1: 12). Сама вечная жизнь есть не просто вечное существование, но «Жизнь во имя Его» (Ин. 20: 31).
В имени Спасителя великая сила.
«Во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи», – сказал Петр хромому человеку, сидевшему у храмовых ворот, называемых Красными (см.: Деян. 3: 6). И когда за это чудо, а наипаче за проповедь о Христе воскресшем Петра с Иоанном поставили перед синедрионом, Петр сказал, что «именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил от мертвых, Им поставлен он (бывший хромой) перед вами здрав». И даже больше сказал Петр, а именно: «Нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы спастись» (Деян. 4: 10, 12).
Нет другого имени под небом, которым бы надлежало спастись. Как изысканную восточную сладость можно носить в устах эти слова и повторять: «Иисусе, Иисусе, Иисусе, Сыне Божий, помилуй меня». «Коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом моим». И еще: «Что яблоня между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами. В тени ее люблю я сидеть, и плоды ее сладки для гортани моей» (Песн. 2: 3).
А как много в Писаниях тайн, связанных с именем Спасителя! Как много в этом роскошном замке комнат, в которые мы еще ни разу не входили!
Вот Иоанн говорит, что «закон дан через Моисея; благодать же и истина произошли через Иисуса Христа» (Ин. 1: 17). Образ этих слов дан в истории овладения землей обетованной.
Моисей довел людей до границ земли, но в саму землю не ввел, и сам не вошел. Это потому, что закон никого не доводит до совершенства, и Моисей этот закон символизирует. Кто же вводит народ в землю? Иисус! Человек с именем Иисус довершает дело Моисея. И это пророчество о том, что закон передаст эстафету Евангелию. Да и сам Моисей говорит: «Пророка воздвигнет вам Господь Бог ваш из братьев ваших, как меня; Его слушайте» (Деян. 7: 37).
Того Иисуса, который продолжил историческое дело Моисея, звали Иисус Навин. Мысль, что эти события были живым пророчеством, явствует из того, что Иисуса Навина звали сначала Осия. Чтобы взять на плечи тяжесть Моисеевой миссии, ему нужно было сменить имя с Осии на Иисуса. И Моисей, зная, что делает и зачем, совершает это переименование! Моисей умирает, издалека увидев обещанную землю, а Иисус доводит народ до цели. Но чудеса и знамения на этом не оканчиваются.
Для русского уха быть Осией, а стать Иисусом – это все равно что быть Осипом, а стать Ильей. Слишком уж непохожи по звучанию имена. Но в еврейском языке Осия был Гошуа. Переименовывая его, Моисей называет его Егошуа. Это близкие по звучанию слова. И при помощи какой, думаете, буквы переименовывает? При помощи маленькой йоты! Добавленная к имени Гошуа, йота превращает его в Егошуа, то есть в Иисуса!
Так вот почему сказано, что «ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5: 18).
Долго мучили меня эти слова. Поскольку неясно, как могут сохранить свою значимость крючочки и черточки в законе, когда сказано: «Если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (Гал. 2: 21). Но теперь ясно, что Ветхий Завет раскрыт в Новом, облит светом, ясен и виден. А Новый Завет скрыт в Ветхом, да так скрыт, что все новозаветные события уже прошли по земле, как тени и пророчества, и имеющий глаза, чтобы видеть, способен это замечать.
В истинную землю покоя, в землю, текущую молоком и медом, в истинное субботство вводит нас Иисус Христос. Христос вошел «в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» (Евр. 9: 24); туда, в самое небо, вслед за Ним войдут и все полюбившие Его.
Нам подарено Его имя и через имя подарена возможность обретать благодать. Мы можем назвать день Обрезания днем Молитвы Иисусовой, и это будет истинный Новый год, если с призыванием имени Христа будет умирать в нас ветхое, будет усиливаться в нас новое.
Вооружимся же именем Иисусовым, братья, ибо воистину «имя Господа – крепкая башня: убегает в нее праведник – и безопасен» (Притч. 18: 11).
Протоиерей Андрей Ткачев, журнал "Православие.Ru"
---
ИИСУС ХРИСТОС
[греч. ᾿Ιησοῦς Χριστός], Сын Божий, Бог, явившийся во плоти (1 Тим 3. 16), взявший на Себя грех человека, Своей жертвенной смертью сделавший возможным его спасение. В НЗ Он именуется Христом, или Мессией (Χριστός, Μεσσίας), Сыном (υἱός), Сыном Божиим (υἱὸς Θεοῦ), Сыном Человеческим (υἱὸς ἀνθρώπου), Агнцем (ἀμνός, ἀρνίον), Господом (Κύριος), Отроком Божиим (παῖς Θεοῦ), Сыном Давидовым (υἱὸς Δαυίδ), Спасителем (Σωτήρ) и др.
Православная Энциклопедия (pravenc.ru)
---
Почему в Ветхом Завете предсказывается рождение Мессии с имененм Еммануил, а не Иисус?
У Спасителя мира было много имен: Иисус, Бог, Господь, Сын Божий, Слово Божие, Сын Человеческий, Сын Давидов, Мессия, Христос, Помазанник, Примиритель, Спаситель, Агнец Божий, Искупитель, Новый Адам, Альфа и Омега, Первый и Последний, Царь Иудейский, Еммануил, Посредник, Ходатай, Учитель, Равви, Пастырь Добрый, Солнце Правды, Пророк из Галилеи, Галилеянин, Назорей и др. Каждое из них значимо и указывает на какую-нибудь особенность Его Богочеловеческой Личности. Имя Иисус выделяется среди перечисленных имен одной лишь особенностью: оно означало конкретную личность в Израиле со всей только ей присущей индивидуальностью. Все другие имена указывали на: Его Богочеловеческие природы (Сын Божий и Сын Человеческий), Миссию (Мессия, Христос, Помазанник), спасительный Подвиг (Примиритель, Спаситель, Агнец Божий, Искупитель) или обозначали другие грани Его служения. В пророчестве св. Исаии предсказано не собственное имя Христа, а содержится указание на важнейшее свойство Мессии: присутствие Бога в мире после Его воплощения. Еммануил в переводе с еврейского языка значит: "С нами Бог". В тексте книги пророка Исаии («се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил»,7:14) не сказано, что нарекут личным именем. В этом убеждают параллельные места в ветхозаветных книгах: «Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис.9:6); «В те дни Иуда будет спасен и Иерусалим будет жить безопасно, и нарекут имя Ему: "Господь оправдание наше!"» (Иер.33:16). Можно привести и другие мессианские имена, содержащиеся в пророчествах, которые также не являются личными (собственными) именами Христа. Например, Цемах (Отрасль): «Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле» (Иер.23:5); « и скажи ему: так говорит Господь Саваоф: вот Муж, - имя Ему Отрасль, Он произрастет из Своего корня и создаст храм Господень. Он создаст храм Господень и примет славу, и воссядет, и будет владычествовать на престоле Своем; будет и священником на престоле Своем, и совет мира будет между тем и другим» (Зах.6:12-13).
Священник Афанасий Гумеров, журнал "Православие.Ru"
---
C чем связана традиция не давать имена в честь Христа и Богородицы?
Жизнь Церкви во многом определяется традицией, и по этой традиции крещаемых не нарекают в честь Спасителя и Его Матери. Впрочем, протоиерей Сергий Булгаков в своей книге «Настольная книга церковно-священнослужителя» указывает: «2) Имя Иисус дается в честь Иисуса Навипа (см. 1 снт.); но, по указанию некоторых, в отвращение возможнаго повода к соблазну, лучше воздерживаться от наречения этим именем (см. Ц. В. 1900, 36). Имя Мария дается не в честь Пресвятыя Богородицы, а в честь свв. жен, носивших это имя (см., напр., 26 янв. 6, 12 фвр., 1 апр. и проч.)».