Каждые пятнадцать лет с начала двадцатого века москвичи наблюдают, как меняется облик Москвы. Они рождаются в одном городе, идут в институт в другом, переживают кризис среднего возраста в третьем, на пенсию выходят в четвертом, в пятом умирают. Памятник в Москве - больше чем памятник. Его судьба - это судьба каждого москвича...
И вот в начале двадцать первого века те же процессы вымывания культурного слоя городской среды начались в Петербурге… В этом разделе будут размещаться очерки о самых разнообразных архитектурных памятниках Москвы и Петербурга, наиболее характерных и поэтому важных для ценителей архитектуры.
Сколько уже сказано, сколько написано об архитектуре Петербурга, можно ли к этому что-то добавить?! Можно… и нужно! Чтобы город окончательно не забронзовел в своей классической строгости, чтобы оставался живым, полезно иногда посмотреть на него не с академического ракурса. Майский приезд 2009 года стал, как обычно, тематическим. Прошлый был полностью посвящен любимому поэту Иосифу Бродскому (вообще-то, поэзии я неизменно предпочитаю прозу, но Бродский!..), этот архитектурному модерну. Итак, предлагаем вашему вниманию лучшие особняки и доходные дома Петербурга в стиле модерн по версии редакции журнала «Женщина Москва».
Всё из намеченного обойти и, соответственно, снять за 5 дней не успели. Нас ждут еще окрестности Таврического сада, кварталы рядом с метро «Чернышевская», дачи и особняки Каменного острова... Любя модерн уже лет 15, немало о нем прочитав и много чего посмотрев, возьмем на себя смелость утверждать, что наш любимый стиль здесь среди застывшего в своей гордыне классицизма так и не расцвел (в отличие от Барселоны, Москвы или Вены), вынужденно мимикрировал под окружающую среду, но… выжил и все-таки явил современникам и потомках немало талантливых образцов.
Список самых интересных объектов петербургского модерна в порядке убывания нашей к ним симпатии:
1. Особняк М. Ф. Кшесинской
1904 – 1906 г., архитектор А.И. Фон Гоген при участии А.И. Дмитриева
Кронверкский пр., 1-3 – ул. Куйбышева, 2-4
При первом же взгляде на фасад этот замечательный дом был торжественно объявлен любимым объектом модерна в Петербурге. Почему, ведь модерна в нем только элементы, больше неоклассики? Покорило впервые виденное сочетание строгого греческого орнамента (отделка парадной лестницы) и вообще элементы классики – именно греческой – и модерна. Модерна сдержанного, подчиненного, но от этого особенно выразительного, ценимого. Бесконечно обаятельна ансамблевость здания, все подчинено единой эмоции – триумфу искусства, единой теме – театру. Но это не процесс игры (нет привычных масок), а именно апофеоз, овации и «бис!» Создатели этого дома, архитектор и заказчица, повторяют и повторяют в декоративных деталях лавровые венки и ветви…
Купите билет в Музей политической истории России (который занимает сейчас здание) и, хотя от особняка Кшесинской остались только интерьеры парадной залы и лестницы, вы не пожалеете.
2. Доходный дом герцога Н.Н. Лейхтенбергского
1904 – 1905 г., архитектор Ф.Ф. Фон Постельс, мозаичные панно выполнены в мастерской В.А. Фролова по эскизу художника-архитектора С.Т. Шелкового
ул. Большая Зеленина 28
В Москве в районе Кузнецкого моста есть дом, спланированный так же, как и дом С.В. Муяки - сейчас там еще расположен центральный офис Банка Москвы.
Автор: (tanya) Таня Дата: 23.05.2009 22:46:59
Конечно, особняк выигрывает в сравнении с доходными домами, не та "весовая категория" (свободность планировки и решения экстерьеров; количество декоративных деталей и т.д.)!
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, пройдите процедуру авторизации здесь.