Легендарные часы Москвы. Часть I - Электронный журнал «Женщина Москва»

Сергей Селихов «Особняк Якунчиковой» Каждые пятнадцать лет с начала двадцатого века москвичи наблюдают, как меняется облик Москвы. Они рождаются в одном городе, идут в институт в другом, переживают кризис среднего возраста в третьем, на пенсию выходят в четвертом, в пятом умирают. Памятник в Москве - больше чем памятник. Его судьба - это судьба каждого москвича...

И вот в начале двадцать первого века те же процессы вымывания культурного слоя городской среды начались в Петербурге… В этом разделе будут размещаться очерки о самых разнообразных архитектурных памятниках Москвы и Петербурга, наиболее характерных и поэтому важных для ценителей архитектуры.


Архитектурные фотоочерки авторов журнала "Женщина Москва" о самых примечательных домах Москвы и Петербурга

Авторизация:

Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Регистрация.

Поиск:


Система Orphus


Легендарные часы Москвы. Часть I

03.09.2007


Кремлевские куранты
Кремлевские куранты

Кремлевские куранты
Кремлевские куранты

Кремлевские куранты
Кремлевские куранты

Кремлевские куранты
Кремлевские куранты

Кремлевские куранты
Кремлевские куранты

Кремлевские куранты
Кремлевские куранты

Кремлевские куранты
Кремлевские куранты

Часы Татра кукол
Часы Татра кукол

Часы Татра кукол
Часы Татра кукол

Часы Татра кукол
Часы Татра кукол


(кликните на фотографию, чтобы увеличить ее)

Кремлевские куранты

 
Где: Спасская башня Кремля, Москва, Россия.
Год создания: 1851.
Размеры: Часы выходят на 4 стороны башни, диаметр каждого циферблата 6 м 12 см, высота цифр 72 см, длина часовой стрелки 2 м 97 см, минутной — 3 м 27 см. Полутораметровый маятник весит 32 кг. 9 колоколов отбивают каждые четверть часа, и один колокол — каждый час.
Факт: Название главных часов страны произошло от французского слова courant — текущий, бегущий. И курантами долгое время на Руси называли все башенные или большие комнатные часы с музыкальным механизмом. Кремлевские куранты занимают два последних этажа (8 - 10-й) Спасской башни. До революции часы в 12 часов исполняли мелодию “Коль славен наш Господь в Сионе”, а в 24 часа — “Преображенский марш”. 2 ноября 1917 года во время артиллерийского обстрела в часы попал снаряд, и практически целый год они не работали. Во время ремонта заодно решили переделать музыкальный механизм, и с сентября 1918 года куранты в 12 часов стали исполнять “Интернационал”, а в 24 часа — “Вы жертвою пали”. Правда, в 1935 году от музыки вообще решили избавиться и соответствующий механизм разобрали.

Колокольный звон Кремлевских курантов

Кремлевские куранты на Спасской башне, чье шестисотлетие отметили осенью 2004 года, давно уже стали символом не только Красной площади, на которой ежедневно собираются тысячи туристов и жителей столицы, но и точности, надежности и незыблемости, хотя бы потому, что именно под бой московских курантов россияне встречают Новый год и непременно загадывают желания. Которые, говорят, как правило, сбываются, если успеть их загадать между первым и последним звоном курантов.
Трудно сказать, когда появилась эта традиция, но точное время москвичи могли узнавать еще в 1404 году.

600 лет назад в 1404 году, как повествует старинная летопись, великий князь Василий Дмитриевич замыслил часник, а установил часы монах серб по имени Лазарь. Располагались часы не на кремлевской башне, а на дворе самого князя недалеко от Благовещенского собора. Это были часы с механической фигурой человека, который каждый час ударял молотом в часник - колокол. Стрелок на циферблате старинных часов не было.

Часы на Спасской башне, по ряду исторических свидетельств, появились между 1491 и 1585 годами. Первоначально башня называлась Фроловской, по имени церкви Фрола и Лавра, находившейся в Кремле. Современное название она получила в честь иконы Спаса Нерукотворного, помещенной в 1658 над въездными воротами. Построил Спасскую башню архитектор Пьетро Антонио Солари в 1491 году, о чем свидетельствуют белокаменные доски с надписями на латинском и русском языках. Ворота Спасской башни были главным парадным въездом в Кремль, считались святыми и особенно почитались в народе: мужчины должны были проходить в них с непокрытой головой, а проезжать через Спасские ворота верхом запрещалось. Отсюда уходили на битву полки, здесь встречали иностранных послов. При постройке башня была приблизительно вдвое ниже современной.

Точной даты установки башенных часов нет, но в 1585 они уже работали, так как сохранились документы, что мастера-часовщики получили в тот год по 4 рубля и 2 гривны, да по 4 аршина сукна на одежду.

В часовниках не пить и не бражничать

В XVII веке и Кремль, и его башни, и часы не раз переживали удивительные метаморфозы. В начале века старые башенные часы со Спасской башни были проданы в Ярославль за 48 рублей, и по сохранившейся в архивах купчей определен их вес - 960 кг.
В 1621 году для изготовления новых часов для Спасской башни в Москву был приглашен известный английский механик и часовых дел мастер Христофор Головей. В 1624 году под его руководством были установлены башенные часы с механизмом и 13 колоколами. Детали и механизмы для часов были выполнены кузнецом и часовщиком из Великого Устюга Жданом, его сыном Шумилом и внуком Алексеем. В 1625 г. зодчий Бажен Огурцов возвел над Спасской башней многоярусный верх, заканчивающийся каменным шатром, который стал украшением всего кремлевского ансамбля.

Кремлевские часы имели огромный вращающийся циферблат, разделенный на 17 частей. Циферблат, весом более 400 кг, был сбит из досок и выкрашен небесно-голубой краской, по его полю были укреплены светлые жестяные звезды. В верхней части циферблата золотой краской были нарисованы луна и солнце, луч которого служил неподвижной часовой стрелкой. Часовые деления обозначались буквами славянского алфавита. Выше часов располагался восьмерик со звонами, в котором размещались часовые колокола. Отбивание часов начиналось, когда первый луч солнца падал на Спасскую башню, с наступлением темноты часы переводились на ночной счет времени. Начало дневного счета возвещал резкий удар. Через час часы били один раз - один дневной час прошел. Еще через час - 2 раза и так далее. Второй резкий удар прекращал отсчет дневных часов. Дважды в день, когда солнце пересекало линию горизонта, часовщик поднимался на башню и вручную поворачивал циферблат в исходную точку отсчета. Летом, в дни летнего солнцестояния, часы отбивали максимальное количество дневных часов -17 и минимальное ночных - 7.

Каждые 16 дней соотношение дневных и ночных часов менялось, поэтому приходилось перенастраивать и механизм часов. Иностранцы, приезжавшие в то время в Москву, называли эти часы дивом мира. По свидетельству современников, это были:
...чудесные городские железные часы, знаменитые во всем свете по своей красоте и устройству и по звуку своего большого колокола, который был слышен... более чем на 10 верст.

За установку часов английскому мастеру Головею было обещано годовое жалование в 64 рубля да поденного корму по 13 алтын 2 деньги на день, да по 2 воза дров на неделю, да корм на одну лошадь. Как водится на Руси, обещанного надо было ждать три года, а то и больше. В Российском государственном архиве древних актов среди материалов Посольского приказа хранится дело по челобитной английского часового мастера Христофора Головея, поданной на государево имя, о выдаче ему недоданного жалования за 1620 - 1626 годы. Его просьба была услышана, и аглицкой земли, часового и водозаводного дела мастер Головей за установку часов получил 29 января 1626 г. от царя серебряный кубок, десять аршин атласу алого, десять аршин камки лазоревой, пять аршин тафты и много другого добра. Всего почти на 100 рублей. Может быть, в отместку за несвоевременную уплату произведенных работ, в пожаре 1626 часы сгорели и в 1628 Головею пришлось построить вторые часы для Спасской башни. В 1654 новый пожар уничтожил и часы, и колокола, которые, падая, разрушили два свода башни.

Из старых архивных документов известно, что первыми часовщиками были отец и сын Вирачевы. Часовые мастера пользовались в Москве привилегиями. В отличие от Головея, часовщикам платили большое жалование. Особенно ценилась работа тех, кто надзирал за башенными часами. В специальной инструкции говорилось: У дела на Спасской башне в часовниках не пить и не бражничать, зернью и карты не играть и вином и табаком не торговать. В конце XVII века часы сломались.

С колокольной игрой и танцами

XIII век начался с катаклизмов. 19 июня 1701 года на территории Кремля вспыхнул пожар. По воспоминаниям современников, загорелось на Спасском подворье, от чего весь Кремль так выгорел, что не осталось не токмо что иново, но и мостов по улицам.. После пожара Петр I повелел старомодные часы с одной стрелкой заменить на новые по подобию немецкого обыкновения на 12 часов с колокольной игрой и танцами.
 
Купленные Петром I в Голландии, новые часы с музыкой - куранты - были доставлены из Амстердама в Москву на 30 подводах. Для установки курантов был приглашен иноземный часовщик Яким Горнель (Еким Горлов, или Горнов). Новые часы с колокольной музыкой (в 33 колокола) впервые пробили 9 декабря 1706 в 9 часов утра. Казна заплатила за них более 42 тысяч ефимков. Девять русских мастеров трудились 20 дней, чтобы отрегулировать и запустить в дело часовой механизм. Голландские часы с 12-часовым циферблатом и перечасьем отбивали часы и четверти. Помимо этого, в определенное время они играли мелодию. Какую именно мелодию вызванивали куранты не известно, об этом нет сведений даже у выдающегося историка Москвы Ивана Забелина! Зато часы, установленные примерно в это же время на Сухаревской башне каждые четверть часа исполняли душеспасительное Господи, помилуй.

Курантам не везло. Петровские часы тоже часто ломались, а после грандиозного пожара 1737 года пришли в полную негодность. К этому времени столица переместилась в Петербург, и с ремонтом не спешили.

В 1763 году в здании Грановитой палаты были обнаружены большие английские курантовые часы; с 1767 года специально выписанный из Германии мастер Фатц (Фац) в течение трех лет устанавливал эти часы на Спасской башне. Ему помогал русский мастер Иван Полянский. По воле или по капризу мастера Фатца в 1770 году кремлевские куранты заиграли немецкую песенку Ах, мой милый Августин и некоторое время эта легкомысленная музыка звучала над Москвой. Это было единственное иностранное вмешательство в репертуар курантов.

Во время наполеоновских пожаров в 1812 году кремлевские куранты были вновь сильно повреждены. После изгнания французов из Москвы часы тщательно обследовали.
Часовщик Яков Лебедев в феврале 1813 года донес о разрушении механизма и предложил произвести их восстановление своим коштом, материалами и рабочими людьми. Работу ему поручили, но предварительно взяли подписку о том, что он не испортит механизм. Через два года часы запустили, а Яков Лебедев получил почетное звание часового мастера Спасских часов.

В середине XIX века кремлевские куранты вновь подверглись переделке и усовершенствованию. С Троицких и Боровицких башен были сняты 24 колокола, для установки их на курантах. В 1851-1852 годах часовые мастера братья Бутеноп установили новые часы, использовав старые детали. Металлические перекрытия, лестницы и постамент к ним были выполнены по рисункам Константина Тона. С середины XIX века куранты вызванивали гимн Коль славен наш Господь в Сионе Дмитрия Бортнянского в 12 часов и Преображенский марш в 3, 6 и 9 часов утра. Первоначально предполагалось установить музыку гимна России Боже царя храни, но император Николай I этого сделать не разрешил, заявив, что куранты могут играть любые песни, кроме гимна.

Время - московское

В 1917 году дни Октябрьской социалистической революции во время артиллерийского обстрела Кремля один из снарядов попал в циферблат курантов, перебил стрелку часов и вывел из строя механизм вращения стрелок. Часы остановились 2 ноября 1917 года.
В августе 1918 года по указанию В. И. Ленина были начаты работы по реставрации кремлевских курантов. Долго искали мастеров, которые не побоялись бы взяться за такую работу. Часовщики фирмы Павла Буре и Рогинского запросили суммы, которые государство в то время выделить не могло. За ремонт курантов взялся кремлевский слесарь Н. Беренс, а помочь ему согласился художник Михаил Черемных, составивший партитуру для курантов на музыку Интернационала и Похоронного марша. С трудом изготовили новый маятник (взамен утраченного свинцового позолоченного) длиной около полутора метров и весом 32 кг. Реставрацию закончили в сентябре 1918 года и москвичи услышали бой новых курантов которые стали исполнять в 12 часов мелодию Интернационала, а в 24 часа Вы жертвою пали в борьбе роковой.

В 1932 часы вновь отремонтировали, изготовили новый циферблат, позолотили цифры, стрелки и обод циферблата. Всего на позолоту было израсходовано 28 кг золота. В качестве музыкального сопровождения было решено оставить только мелодию Интернационала, который исполнялся в полдень и в полночь. А с 1938 года куранты замолчали, отмечая своим перезвоном лишь каждый час и каждую четверть.

До 1937 часы заводились вручную, а затем были установлены три электрических мотора. Современный механизм курантов полностью электрифицирован. Часы с колоколами, управляющим механизмом и машиной для боя занимают 7 - 10-й ярусы башни. На открытой площадке под высоким шатром находятся 9 колоколов, которые отмечают каждую четверть часа ритмизованным перебором: 1-ю четверть - единожды, 2-ю - дважды, 3-ю - трижды, 4-ю - четырежды, после чего большой колокол, отлитый еще в середине XVIII века Семеном Можжухиным, отбивает часы.

Все колокола имеют разные размеры, поэтому звуки они издают в разном диапазоне - от баса до дисканта. До сих пор сохранились старые голландские колокола, некоторые из них имеют именные записи, сделанные мастерами по окружности: Клаес Норден и Иван Альберт де Графе меня сделали в Амстердаме, лета 1702 или Хвалите его люди, хвалите все народы! Клавдий Фремий сделал меня в Амстердаме, лета 1628.

Крупнейшая реставрация кремлевских курантов была проведена в 1974 году, когда часы стояли 100 дней. Механизм был полностью разобран, более тысячи уникальных деталей заменили новыми. Помимо всего, были задействованы новейшие автоматические установки, в частности, механизм автоматической смазки поверхностей более чем 120 трущихся деталей, которая до этого времени проводилась вручную. Сейчас в нижних этажах башни живет двойник курантов - точная копия механизма часов, за ходом которого неустанно следят специалисты и чувствительная аппаратура. При малейшем сбое хода или изменении тональности работы даже одной маленькой детали наблюдатели получают информацию об этом и готовы приступить к немедленному ремонту.

В канун распада Советского Союза Пленум ЦК принял решение, что куранты должны играть государственный гимн, но специальная комиссия пришла к заключению, что теми колоколами, которые висят на Спасской башне наверху, сыграть эту мелодию невозможно.

В 1995 году была поставлена задача возродить мелодическое звучание курантов Спасской башни и добиться, как и в прежние времена, исполнения двух мелодий. В 1996 на Спасской башне в дополнение к колоколам были установлены металлические била, которые теперь в полдень и в полночь вызванивают гимн Российской Федерации, а каждую четвертую часть суток мелодию хора Славься из оперы Жизнь за царя (Иван Сусанин) М.И. Глинки.

Летом 1999 года была проведена последняя крупная реставрация часов. Реставрационные работы были рассчитаны на полгода, за это время обновлен внешний вид часов, стрелки и знаки на циферблатах заново покрыты позолотой. По замыслам специалистов, часы приобрели вид, привычный москвичу середины XVIII века.

Современные кремлевские куранты заводятся 2 раза в сутки - в 12 и 24 часа.
Циферблаты часов выходят на 4 стороны Спасской башни. Диаметр циферблата 6,12 м. Высота римских цифр, обозначающих часы, 0,72 м. Длина часовой стрелки 2,97 м, минутной - 3,27 м. Обод циферблата, цифры и стрелки в 1937 покрыты золотом. Длина маятника почти 1,5 м, масса - 32 кг. У маятника есть деревянный компенсатор, благодаря которому колебания температуры воздуха не влияют на точность хода часов.

Соединенные специальным подземным кабелем с контрольными часами Московского астрономического института имени П.Е.Штернберга, куранты показывают абсолютно точное московское время. (Прим.Ред.astronet: Эта информация – про кабель – уже устарела.)

Наталья Елисеева
OSTmetal.info, Российская Газета
Фотография:  pokatut.photosight.ru

Часы Театра кукол

Где: Фасад Театра кукол имени Образцова, Москва, Россия.
Год создания: 1970.
Размеры: Часы вместе с “окошками” в высоту около 4 метров, в ширину — около трех.
Факт: Каждый час на фасаде театра кукарекает петух и звучит мелодия “Во саду ли, в огороде”, а из одного из двенадцати окошек выглядывает сказочный зверь (ослик, кот, сова и т.д.). Вместе все животные появляются только два раза в сутки — в 12 дня и в полночь. Благодаря этим часам появилось такое понятие, как “час волка”. В магазине напротив театра, как и по всей стране, спиртным начинали торговать строго с 11.00. Именно в это время на фасаде Театра кукол из своего окошка на часах показывался волк.

Образцовая "вывеска"

Вывески бывают разные, всевозможных форм, цветов и размеров. Но самая необычная московская вывеска, пожалуй, - на Центральном театре кукол им. Сергея Образцова. "Коробка" театра невыразительна, нет на ней и названия, но здание обращает на себя внимание уже издалека. Потому что вместо вывески на нём - огромные часы, да не простые, и даже не золотые (хотя местами позолоченные), а сказочные.

Идея подобного применения часов далеко не нова и, конечно, принадлежит не Сергею Образцову: ещё в Средние века большие, так называемые башенные часы служили своего рода "вывесками" для монастырей, а то и для целых городов. В Германии, Англии, Италии на соборах и ратушах устанавливали часы с затейливыми фигурами, которые радовали горожан и привлекали путешественников. В качестве местных достопримечательностей такие часы, дожившие до наших дней, отмечены в любом туристическом путеводителе.

Иногда на башенке, возвышавшейся над городом, разыгрывалось целое представление: чинно шествовали святые, мчались отряды рыцарей, кружились под музыку нарядные пары... Странники испуганно шарахались, когда в полдень (а ещё страшнее - в полночь) неподвижные статуи вдруг начинали шевелиться и бить молотами в колокола. Простаки восторженно удивлялись городским чудесам, а люди просвещённые уважительно раскланивались при встрече с мастерами часового искусства.

На радость всем

Образцов со своим театром много путешествовал, и в разных городах приглядывался к уличным часам с "живыми" фигурами, часто похожими на персонажей из спектаклей бродячего театра. Когда же он стал хозяином нового "кукольного дома" с фасадом без окон, то задумал сделать "вывеску", которая помимо прямого назначения ещё и украшала бы бетонную коробку. У знаменитого кукольника возникла мысль повесить над главным входом сказочные часы с механическими фигурами, которые оживали бы на радость взрослым и детям, - пусть и украшают, и развлекают. Так тридцать с лишним лет назад у города появилась новая достопримечательность. Сейчас на электронные светящиеся экраны можно вывести любое изображение, но раньше единственной динамичной рекламой были часы на Садовой-Самотёчной улице, каждый раз собиравшие в полдень толпы зрителей всех возрастов.

Кто в тереме живёт?

Каждый, кто хоть раз побывал в Москве, помнит, как эти часы выглядят: вокруг циферблата размещены "домики", а в них - фигурки двенадцати сказочных животных. Дверцы "домика" раскрываются, когда на него указывает часовая стрелка. Перед наступлением нового часа петух, который сидит на самом верху, поворачивается, хлопает крыльями и кукарекает, звучит знакомая всем мелодия "Во саду ли, в огороде", и в распахнутых дверях одного из "теремков" появляется его обитатель. А в полдень и в полночь можно одновременно увидеть всё население "деревни зверей".

Кстати говоря, вряд ли какая-нибудь ещё вывеска, кроме образцовской, может гордиться использованием тех же материалов, из которых изготавливали детали реактивных самолётов. Да, средств на эти часы не жалели...

Не было в Москве и более громкой "вывески". Поначалу звонкое "ку-ка-ре-ку" разносилось над Садовым кольцом, причём петух голосил и ночью, обрекая жителей окрестных домов на бессонницу. Поэтому позже часы перевели на два режима работы: ночной и дневной.

Сверим часы

Вывеска, чтобы бросаться в глаза, должна быть не просто необычной, но и достаточно большой по размерам. Театральные часы когда-то занимали место не только на фасаде - в самом здании им была отведена целая комната. Это сейчас фигурки заставляет двигаться электроника, а прежде часы были электромеханическими, их механизм практически полностью занимал всё выделенное для него помещение. В двенадцать часов, когда начинали двигаться одновременно все фигуры, эта комната становилась похожа на заводской цех - такой тут поднимался шум. В то время в театре даже существовала специальная служба часов: два человека следили за множеством ламп, реле, механизмов, которые приводили "зверей" в движение, включали магнитофоны с записями соответствующих "голосов".

Но наступила новая эпоха, и часы стали электронными. Однако современная техника несмотря на возлагавшиеся на неё надежды качество "кукольных часов" отнюдь не улучшила. Теперь крик петуха еле слышен даже днём (особенно если учесть непрекращающийся шум на Садовом). Старые были к тому же ещё и точнее нынешних: показания "уличных" часов постоянно корректировалось контрольными часами; прохожие даже сверяли свои часы с "образцовскими", как с кремлёвскими курантами. Но сбои в работе часов происходят, конечно, не по вине электроники: просто не хватает денег на их содержание, обслуживание и профилактический ремонт. И причина отчасти в угасании интереса к старинному искусству Полишинелей и Петрушек. Ну разве под силу им тягаться с комиксами, Диснеем и тамагочи?

Нельзя не упомянуть связанную с часами забавную историю: одно время они служили своеобразным указателем для... гастронома. Дело в том, что в магазине напротив театра продавали водку, а торговля спиртным в те времена начиналась строго в одиннадцать утра. В это время на часах кричал петух, а из домика показывался волк. Представьте себе пропитых, ждущих опохмелки мужиков, которые, словно дети, радовались крику петуха и появлению серого волка с ножом - "нарезающего закуску"! Так заветные 11.00 получили название "час волка".

Журнал: "Который час?" № 3- 2003
Автор текста: Никита Ревяков
Фото: Мидхат Измайлов

Часы МГУ

Где: Здание МГУ, Москва, Россия.
Год создания: 1953.
Размеры: Диаметр циферблата — 9 м, длина минутной стрелки 4 м 20 см, весит она 39 кг. Длина часовой стрелки — 3 м 70 см, вес 50 кг.
Факт: До появления цветочных часов на Поклонной горе эти часы считались одними из самых больших в Европе. До 1957 года они запускались с помощью механизма с маятником размером с шестиэтажный дом. Для завода такой махины требовался огромный штат сотрудников, и его заменили на электродвигатель.

Время на Воробьевых (часы МГУ)

Однажды бдительные советские пенсионеры написали письмо в газету "Правда" с жалобой на то, что часы на разных башнях Московского государственного университета показывают разное время. Дескать, непорядок… Поднялась шумиха, срочно выслали корреспондента, который, прибыв на место, к собственному удивлению выяснил, что, оказывается, на МГУ установлены не только часы, но и самые крупные в мире барометр и термометр!

Кстати, часы МГУ - тоже из породы великанов: это одни из самых больших часов в Европе. Точнее говоря, даже не одни: четыре огромных циферблата смотрят во все стороны света с башен главного здания. Минутные стрелки на них в два раза длиннее стрелок на часах Спасской башни, а их диаметр - 9 метров, как и у знаменитого лондонского Биг-Бена. Силуэт МГУ издалека виден с различных точек города, потому что 36-этажное здание стоит в самом высоком месте столицы. Шпиль его находится примерно на одном уровне с верхней точкой Останкинской телебашни.

Комплекс зданий МГУ на Воробьевых горах (которые тогда еще называли Ленинскими) был заложен в день празднования 800-летия Москвы вместе с другими "высотками", определившими облик столицы на многие годы. Годом же рождения часов считают 1953-й, когда было завершено строительство главного здания МГУ. Изначально они представляли собой маятниковые механизмы, многопудовые гири которых спускались на тросах в шахты глубиной в шесть этажей. Однако эти механизмы проработали недолго: требовалось содержать слишком большой штат. Ручные лебедки для подтягивания гирь заменили редукторами, а затем и вовсе отказались от огромных, "ростом" с человека, механизмов. Сегодня последний из них, покрытый пылью, одиноко стареет на 25-м этаже.

В 1957 году все башенные часы МГУ были переведены на работу от электродвигателя, а также была воплощена уникальная разработка, не имевшая аналогов в России. Специалисты создали часовую электрическую станцию с системой обратного контроля, связавшую все 1500 часов, находящихся в зданиях Университета. Изобрел, сконструировал, внедрил и запатентовал эту уникальную систему рядовой советский инженер Евгений Лапкин. Если ход каких-то часов нарушался, сигнал об этом тут же поступал на табло, и мастер на станции точно знал место неисправности.

Теперешний начальник Службы связи МГУ, в обязанности которого входит и забота о часах, Валерий Игошин, исполнил свое давнее желание дать часам новое сердце - современный мотор. Да и сама станция теперь - электронная, способная автоматически корректировать время по сигналам радиотрансляционной сети. Кроме этого, она, что очень важно для Университета, управляет звонками, извещающими о начале и конце занятий. Если же происходит временное отключение электричества, часы "запоминают" время на срок до 30 суток и автоматически выставляют все полторы тысячи вторичных часов. А ведь когда-то часы останавливали и дожидались момента, когда положение стрелок совпадет с "правильным" временем!

Последняя - и единственная! - реставрация часов проходила в рамках "Ремонта-2000" главного здания МГУ. Стрелки снимали, балансировали и красили: до этого их полвека не подновляли. После реконструкции на стрелках появились новые люминесцентные лампы, которые при небольшом потреблении энергии обладают хорошей светоотдачей, более надежны и рассчитаны на резкие перепады температур. Хотели поставить на подсветку стекловолокно, но для Университета, учитывая, что это государственная, а не коммерческая структура, такое удовольствие оказалось слишком дорогим.

Кстати, во время этого ремонта рабочие решили за "ненадобностью" снять грузы, с помощью которых были сбалансированы стрелки часов: "что это здесь еще болтается?!". Благодаря этой "медвежьей услуге" и часам пришлось изрядно потрудиться, передвигая стрелки, и мастерам помучиться, восстанавливая баланс и проклиная ретивых ремонтников.

А однажды часы чуть не лишились одной стрелки. Мастера при очередной смазке ослабили шестерни немного больше, чем следовало, и огромную стрелку буквально пришлось удерживать руками, чтобы она не рухнула вниз. Все обошлось, но с тех пор мастера стали относиться к своенравным часам с еще большим вниманием и осторожностью.

Что касается работы станции, то пока еще не все башенные и вторичные часы переключили на электронику, и в ближайших планах Службы связи завершить начатое. Но, к сожалению, восстановить систему обратного контроля вряд ли удастся. Единственный завод, производивший нужное оборудование, находился в Грозном. Туда с самого начала чеченской войны писали письма, пытались организовать командировку, но не успели - увы, завода больше нет. Можно, конечно, заказать изготовление деталей в коммерческих структурах, но Университету, получающему средства из государственного бюджета, это не по карману.

Что ж, жизнь меняется, время идет вперед. И пусть старый механизм пылится, шахты часов пустуют, а гири сданы в металлолом… Но студенты до сих пор пытаются пробраться на часовые башни, то ли в погоне за новыми ощущениями, то ли пытаясь взглянуть на Москву с высоты птичьего полета, то ли потрогать часы -гордость Московского университета.

Диаметр циферблата     9 м
Длина часовой стрелки     3,77 м
Длина минутной стрелки     4,13 м
Вес часовой стрелки     50 кг
Вес минутной стрелки     39 кг
Высота цифр     0,7 м

Журнал: "Мои часы" № 2-2002
Автор текста: Евгения Матвеева
Фото: Игорь Тихомиров, Елена Сахарова

Цветочные часы

Где: Поклонная гора, Москва, Россия.
Год создания: 2001.
Размеры: Диаметр циферблата 10 м, длина минутной стрелки 4,5 м, часовой — 3,5 м. Для создания часов требуется почти 8 тысяч цветов.

Факт: Ходовой механизм часов полностью скрыт под землей, на поверхность выведена только ось, на которой укреплены стрелки. Чтобы по часам можно было ориентироваться, ночью их специально подсвечивают со всех сторон. К сожалению, часы работают только в теплое время года — с мая по октябрь. Зато каждый год они выглядят по-новому. В этом сезоне до июня циферблат украсят анютины глазки желтого, синего и белого цветов, а потом их сменят бегонии в фиолетово-розовой гамме.     

Московские цветочные часы на Поклонной горе занесены в Книгу Гиннесса как самые большие в мире. Они имеют 10-метровый циферблат. Их минутная стрелка весит 30 килограммов, ее длина 4,5 метра, длина часовой стрелки 3,5 метра.

МК-Бульвар     

Использованы фотографии:

Сохранить в закладки: google.com bobrdobr.ru del.icio.us technorati.com linkstore.ru wong.ru rumarkz.ru memori.ru moemesto.ru


 
 
Автор: (tanya) Таня
Дата: 11.09.2007 14:28:14
Мой первый Новый год в Москве я встречала на Красной площади - мне так хотелось услышать вживую куранты! Удивило, что на Спасской башне прямо под часами ходили люди - ведь звук там, должно быть, оглушительный...
 
 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, пройдите процедуру авторизации здесь.
Наверх